Место это находится среди леса, на берегу озера Монашеского, на границе Владимирской и Ивановской области. Легенда гласит, что в этих местах поселился монах Серапион, который руками насыпал среди болот холм, где позже основал обитель. Более детальной информации о самом Серапионе не сохранилось, однако пустынь существует до сих пор. Именно туда мы и выезжали 21-24 августа.
День первый, в который у нас перепутались все планы.
Решили выехать из дома в пятницу утром, однако реально удалось выдвинуться только в 12 дня. С учетом напряженности движения, Балашиху мы проехали только в 15 часов, и соответственно, дальнейший график движения оказался сбит.
Приехали мы в пустынь только часам к девяти вечера, когда уже стемнело. И тут возникла еще одна проблема. Дело в том, что подъезды к пустыни перекрыты шлагбаумом, который монахи закрывают на замок. Как мы убедились позже, предосторожность совсем не лишняя, особенно сейчас, когда лето было засушливым и подъезды к пустыни подсохли. Делать нечего, иду в пустынь пешком, после чего братья открывают дорогу.
Но чтобы попасть в пустынь, надо еще проехать гать. А незадолго до нашего приезда братьям привозили кирпич, и одна из машин гать проломила. Так что к нашему приезду все выглядело примерно так.
Поскольку лагерь ставить в темноте желания не было никакого, разместились в трапезном доме, в комнате для паломников. Дом на самом деле представляет собой обычный строительный вагончик, обложенный кирпичом.
В одной его части находится кухня, совмещенная с зимней трапезной.
Другая комната отведена под размещение прибывающих паломников. В ней мы и располагаемся на ночлег.
После всего этого наступает
День второй, в который мы знакомимся с монастырской жизнью и традициями пустыни.
После подъема начинаем умываться. А для этого надо сходить за водой к озеру. Вода в озере настолько чистая, что братья используют ее и для питья, и для приготовления пищи. Единственное НО — характер дна придает воде слегка желтоватый оттенок. Но к этому быстро привыкаешь.
Завтрака в нашем понимании этого слова в пустыни не бывает. В распорядке дня так и записано: завтрак по потребности. На деле это означает, что на плите есть горячий чайник, а на столе — заваренный чай. Плюс нехитрая снедь из монастырского рациона: хлеб, варенье и немного сухого печенья.
Вообще пусть электрическая лампочка и розетка на фотографиях никого не вводят в заблуждение. Электричества, равно как и прочих удобств цивилизации, в пустыни нет. Так что лампочки горят только тогда, когда работает генератор. Сейчас он находится в ремонте, так что освещаются братья по вечерам керосиновыми лампами и одним электрическим фонариком с «ручным приводом».
После завтрака (куда нам, немощным мирянам, до монахов!) ставим лагерь.
Самое время осмотреться и познакомиться с обителью поближе. Как и положено в любом монастыре, центральное место здесь когда-то занимал Троицкий храм, вокруг которого располагались деревянные монастырские постройки. Но однажды в монастырь нагрянули чекисты, насельниц (тогда монастырь был женским) вывезли и расстреляли, все что могло гореть сожгли, а Троицкий храм взорвали. С тех пор он выглядит так.
После взрыва Троицкого храма основной церковью обители стала чудом уцелевшая Преображенская. То ли пощадили ее, потому что стоит в стороне от основных построек, то ли просто торопились чекисты. Хотя и ей досталось от времени, вандалов и заезжих рыбаков. Сейчас братья своими силами восстанавливают Преображенский храм. Алтарная часть уже приведена в порядок, и в ней проводятся богослужения. Основные работы ведутся по трапезной части.
Нынешние монастырские постройки состоят из дома, а также бани и летней трапезной.
На другой стороне рукотворного холма, на котором и стоит пустынь, находится место, которое здесь называют «скотный двор». Обитают там три козы, а также конь Буран. Охраняет все хозяйство злобный цепной пес Боня.
Про Бурана можно рассказывать долго. Во-первых, это основное транспортное средство у братьев. На нем возят дрова из леса, привозят и увозят паломников, поскольку добраться до пустыни можно только на внедорожнике. Или на коне. Во-вторых, это самый хитрый из обитателей пустыни. Он давно и прочно усвоил, что когда приезжают гости, у них в большинстве случаев есть яблоки. Соответственно, не счесть уловок, которыми пользуется Буран, чтобы эти яблоки заполучить. Если он «при исполнении», то есть запряжен в телегу, то может встать намертво, и не сдвинуться с места, пока не получит яблоко. Или, если его просто отпускают пастись, демонстративно подойти и начать жевать сухое сено, хотя кругом полно свежей травы. Надо же продемонстрировать, какой он несчастный …
Знакомство с обителью занимает все время до обеда. Заодно инок Тихон показывает нам подъезды к пустыни и подробно объясняет, как все это выглядит в разлив. В общем-то вполне проезжаемо на подготовленной машине. Основной характер препятствий — грязевые ямы глубиной от колена до бедра. Самый экстрим начинается уже при въезде в пустынь, где самая глубокая яма имеет полтора метра в глубину.
После обеда мы с Немо отправляемся исполнять монастырское послушание. Дело в том, что для ремонта гати братья напилили в лесу бревен из валежника, а чтобы их оттуда вытащить, необходимо преодолеть густой подлесок. Принимаемся за дело вместе с послушником Алексеем. Сначала на машине пробиваемся через подлесок и подтаскиваем лежащие в лесу бревна лебедкой.
Дальше сдаем назад и тем же порядком выволакиваем бревна на открытое место. После чего связками по 3-4 штуки буксируем в пустынь.
Завершив послушание, отправляемся в баню. А затем наступает главный момент дня.
Настоятель пустыни отец Севастиан придает особое значение монастырским трапезам. Исторически сложилось так, что христианские богослужения изначально состояли из двух частей: сначала вкушалась пища духовная, а потом телесная. То есть в конце службы накрывался общий стол, за который усаживались все, кто в ней участвовал. Соответственно, в монастыре чтут эту традицию, вполне логично считая трапезу частью богослужения. Для тех, кто как всегда понял все по-своему, уточню: в пустыни «сухой закон».
Так что небольшим нашим подарком монастырской братии становится вечер полевой кухни в нашем исполнении.
Ну а после трапезы братья устраивают развлечение для детей. Двухчасовая конная прогулка по окрестностям пустыни не только способствует обогащению кислородом, но и позволяет созерцать необыкновенной красоты закат. Заходящее солнце на фоне грозовых туч и сполохов молний — лично мне такого раньше видеть не приходилось.
Логичным завершением дня становится отбой, после которого наступает
День третий, посвященный делам духовным.
Начало дня ознаменовалось прибытием отца-настоятеля, который представлял пустынь на выставке в Москве. Собственно, выехал он еще накануне вечером, но на подступах к обители батюшкина Делика едва не пала в битве с бездорожьем, провалившись на гати. Спасло положение наличие в ней четырех паломников мужескаго полу, которые в течение часа все же вытолкали машину. Но погнутые подножки машины говорили о том, что битва была упорной.
Отец Севастиан приехал в пустынь в 3-30 ночи, а в семь утра он уже поднимал народ на литургию. Надо сказать, что службы с Серапионовой носят совершенно особенный характер всилу отсутствия цивилизации. Здесь, в частности, нет электрических паникадил, а служба идет при свечах и лампадах, если есть потребности в дополнительном освещении.
Завершением службы стала проповедь отца Севастиана о маловерии.
После службы и традиционной воскресной трапезы отцу Севастиану пришло время отправляться обратно в Москву, поскольку выставка еще не закончилась. На этот раз Немо выступил в качестве машины сопровождения, чтобы не наступить второй раз на те же грабли. Проводив Делику до Вязников, мы купили для обители хлеба, нашли в Вязниках источник и съездили за сливами в деревню. В общем, обычные житейские хлопоты.
День четвертый, который мы большей частью провели в дороге.
Поднявшись утром, мы позавтракали традиционным джиперским «Дошираком», простились с братией и двинулись в обратный путь. По дороге еще раз вспомнили добрым словом отца Севастиана, пообедав в кафе в Ворше, которое он нам показал во время прошлого выезда. Ну и само собой, строили планы, когда приедем в следующий раз.