Фото

IMG_4437 958_G 27_G IMG_20200817_123729_1

Разделы

Общий совет: прежде чем начать тянуть (или делать иное действие по спасению автомобиля) обязательно подумайте! Наспех принятое решение может усугубить ваше положение и привести к повреждению машины или лебедки!
Андрей Форосенко

Экспедиция “Большой Кавказ 2012” (часть 3)

(часть 2 здесь)

17.07.2012

Утром приехал Назар (NazareT), привез Славе фильтр, мне колодки (заскрипели). Обсудили планы на покатушки в предстоящие выходные и поехали к границе. Времени было около восьми утра. Это был просто нереальный дурдом! Вспоминать не хочется. Местные говорили, что такого давно не было. В чем дело мы не поняли, но пропускная способность границы была никакая. Наш экипаж трепал себе нервы в этом беспределе на протяжении пяти часов. Пекло. Мотор если не глушить начинает греться. Глушить после каждого шажочка – садится аккум. Пришлось выбирать средний вариант и включать печку на всю. Плюс к этому порядка никакого, все лезут куда только возможно. Граница очень сильно испортила впечатление, ехать уже никуда не хотелось, но было надо. Не зря же мы стояли столько времени! В Белую Речку (так называется поселок, где мы жили) мы приехали уже вечером. Остаток дня и следующие несколько дней мы нифига не делали, а только валялись на пляже, загорали и купались. Вечерами дегустировали продукцию местных винных дилеров, коими являются большинство жителей поселка. Одним словом, мы отдыхали от гор. Через пару дней нас стало больше: подъехали экипажи Олега из Таганрога и Сергея (Nickel) из Санкт-Петербурга. Они вместе с нами отдыхали от дороги и готовились к дальнейшим подвигам.

20.07.2012

Сегодня мы решили съездить на гору Мамдзышха, а заодно посмотреть на недостроенные тоннели в Гагре и взорванный мост. Подъехав к Гагре, уходим на мост под знак «Тупик». Через несколько километров подъезжаем к первому тоннелю, но перед ним глухой железный забор. Через щель видно, что в тоннеле горит свет, и похоже работают люди. Как попасть в остальные мы так и не поняли. Забили и поехали на Мамдзышху. Первая смотровая мне показалась самой интересной, на других обзор частично перекрывают деревья. Здесь же видно весь город и все побережье до границы с Россией и даже морской порт в Адлере. Дорога – хороший асфальт, постепенно ухудшающийся по мере подъема.

Когда асфальт кончился и пошли каменистые ухабы, джиперы застонали, т.к. сегодня никто не настраивался рубиться. Дорога становилась все хуже, пошли узкие колеи с уклонами в пропасть. Проехав в таких условиях несколько километров встречаем стоящий у дороги… Hundai Getz! Как он сюда пробрался для нас осталось загадкой. Доехав до очередной полянки, ехать дальше никто не хочет. По навигатору остается пара километров до вершины. Я решаюсь проехать вперед на разведку. Останавливаюсь перед глубокой лужей с раскисшей глиной. Нет, лужу я бы скорее всего бы прошел. И останавливало даже не то, что протектор заилится и колеса станут скользкими. Больше всего меня останавливало то, что только вчера как следует отмыл машину после поездок по КЧР. Пока я размышлял, оставаться ли мне позорным владельцем чистого джипа или пойти вперед, навстречу вылез УАЗ. Пришлось пятиться задом до разворота. Водитель УАЗа, местный джигит, стращал тем, что дальше дорога совсем плохая. Я ему не очень поверил, но решение вернуться все же перевесило окончательно. В общем вылазка вышла ниочем: ни тоннелей, ни Мамдзышхи. Видимо еще толком не отдохнули, а значит вечером у нас море.

   

21.07.2012

В эти выходные было решено встретиться с Назаром и поехать всей компанией на Псху. Около одиннадцати утра мы собрались перед въездом в Бзыбское ущелье и поехали в сторону Рицы. По пути заскочили на Гегский водопад. Подъем не сложный, но опять же утомительный и трясучий. В обе стороны едут УАЗы с толпами туристов. Местами открываются пропасти.

 

Гегский водопад очень красивый, но туристов огромное количество. Тут же стоит кафешка, шашлычная, цивилизация одним словом. Не за таким мы ехали в Абхазию и фотографировать ничего не стали. Едем на Рицу. На озере задерживаться не стали и поехали выше, к источнику Авадхара. По дороге открываются красивые виды на Рицу.

 

До источника идет асфальт разной степени убитости. Местные там ездят и на легковушках. Сам источник знаменит своей минеральной водичкой, которая по своим целебным свойствам не уступает Баржоми и другим известным водам. Кроме этого, источник считается эталонным для вод этого типа. А сам тип лечебных вод так и называется – Авадхарский. Попили мы водички из источника, набрали с собой в бутылки и канистры. К слову сказать, набирать лучше в мелкую тару. Канистры раздувает газами, на нашей лопнула пробка. Итак, времени 4 часа, впереди 40 километров сурового бездорожья до Псху. Дорога не простая, но т.к. дождей давно не было, была везде проходимая. Медленно, но верно доползаем до перевала Анчхо.

Снова не задерживаемся и едем дальше, отложив осмотр достопримечательностей на обратный путь. Начинаются дремучие леса с огромными поросшими мхом деревьями, множество бродиков и каменистые серпантины.

Не доезжая пары километров до Псху, упираемся в шлагбаум с пограничниками. С каких-то пор здесь погранзастава. Нас просят вписать самих себя в журнал, никакие документы не смотрят и пропускают дальше. В самом Псху делать и смотреть особо нечего. Но мед здесь шикарный, мы такого никогда прежде не пробовали. Описать невозможно. Так же у местных затарились медовой чачей и сыром. Лагерь разбили около 9 вечера за селом, недалеко от Бзыби. А Назар, к всеобщему удивлению, поехал назад – так у него сложились обстоятельства.

22.07.2012

Утром я отправился на прогулку по окрестностям. Лес здесь очень красивый, но как я ни пытался его сфотографировать, выходило совершенно не то, что видишь. Наверно не хватило прямоты рук, поэтому оставалось только впитывать глазами.

       

Прикидывая обратный путь, задерживаться не стали и около 12 часов уже были в дороге. Путь неблизкий, но время останавливаться и фоткаться у нас было.

     

В этом месте одну и ту же реку пересекаешь несколько раз то вдоль, то поперек. Броды совмещены с крутыми подъемами и переездами. Одно из самых сложных мест маршрута. Наконец, подъезжаем к перевалу.

 

На перевале мой штурман, будучи фанатом лошадей, взяла получасовую экскурсию до ближайшей смотровой, а я поспевал за ней пешком, щелкая по сторонам фотоаппаратом.

   

За теми снежными вершинами (на последнем фото) – Россия, КЧР. Вид на перевал Анчхо со смотровой.

 

Нам вниз, к озеру Рица. По пути у Олега что-то забремчало. Мы остановились недалеко от Рицы. У Сереги Nickel, как выяснилось, когда-то по дороге открутилась заливная пробка на моторе. Заткнули подручными средствами. Что у Олега – не поняли, поехали дальше. Вдоволь накупавшись в Рице, наш экипаж хотел было пешком сходить на Малую Рицу. Но времени было уже к вечеру и местный менталитет, охранявший спокойствие туристов на озере, настоятельно не рекомендовал нам этого делать, т.к. до темноты мы бы только успели дойти туда. Что ж, обидно, хотел я на Малую Рицу посмотреть, да видно не в этот раз. Возвращаемся на базу.

 

23.07.2011

Утром мне пришла СМС на местного оператора, что сегодня – день флага республики Абхазия и в городе состоится гуляние. Но на гуляния как-то не очень хотелось, а вот сфотографировать месяц, заходящий в море, очень хотелось. Когда увидел, что он спускается к горизонту, взял штатив и побежал на берег. По дороге был слышен далекий треск, напоминающий взрыв фейерверков. Но когда подошли к берегу, поняли, что те самые фейерверки – это автоматные очереди, пускаемые гуляющим народом в ближайшем городе. К сожалению, пальбу нормально сфоткать не получилось.

 

И заходящий месяц я не успел застать, он уже скрылся. Пришлось довольствоваться звездами.

 

 

25.07.2012

В этот вечер мы отправились исследовать морское побережье. Недалеко от места нашей дислокации есть древний храм, если не ошибаюсь, пятого века. Каким он был снаружи – можно только догадываться: крыша давно обвалилась, со всех сторон наросли деревья  и кустарники.

Внутри очень чисто, стоят свежие иконы, видны следы сожженных свечей, вдоль стен вверх ползут вьюны. Над головой виден полуразрушенный купол, сложенный из камней более полутора тысячи лет назад.

   

Полазив по храму, подъезжаем к морю искупаться.

 

Дальний край берега – мыс Толстый – конечная точка сегодняшней поездки. Чтобы до него добраться, нужно вернуться обратно на дорогу. Далее через заброшенные поселки и санатории, среди густых аллей асфальт петляет пустынными серпантинами и выводит на мыс.

 

Доехали на закате. На мысе установлена небольшая вышка и лестница, спускающаяся к морю. Спуститься по ней было непросто: лестница насквозь проросла шиповником и прочими колючими кустами, а низ был завален оболзнем. Оставшиеся ступеньки и перила внизу были перекорежены завалом и прогнили насквозь от морской воды.

Абсолютно безлюдное и очень романтическое место, особенно на закате.

    

 

27.07.2012

Любителям заброшек и прочих приключений в стиле urban3p в Абхазии настоящее раздолье. В стране очень много разных по величине сел, брошенных во время войны. В некоторые из них потихоньку начинает возвращаться жизнь. Другие же до сих пор остаются полностью пустыми. Кое-где видны следы пуль и взорвавшихся снарядов. Прогуливаясь по абсолютно пустой улице среди разгромленных пятиэтажек, становится жутковато. В одном из таких сел мы решили заглянуть в какой-то то ли санаторий, то ли школу.

 

Внутри много следов советского прошлого в виде плакатов и книг, а так же много летучих мышей.

 

Крыша частично обрушилась, балконы и стены ждут своей очереди.

  

Рядом стоящие здания не в лучшем состоянии, хотя местами даже стекла целые.

 

А сюда, похоже, попал снаряд, пробив стену. Но это было только начало сталкерства – завтра мы собирались посетить заброшенную Сухумскую ГЭС, а сегодня уже пора возвращаться на базу.

28.07.2012

Про Сухумскую ГЭС я слышал не раз и давно хотел на нее посмотреть. Сказано – сделано. Так же по плану было посетить заброшенный шахтерский городок Ткварчал и оттуда, если успеем, проехать на село Отап и посетить Отапскую пещеру. По слухам, по размерам и красоте эта пещера не меньше новоафонской, но значительно менее исхоженная и совершенно безлюдная. План максимум обозначен, выдвигаемся. Кроме нас, никто больше не захотел ехать, и мы рискнули отправиться одним экипажем. Чтобы попасть на ГЭС, нужно от Сухума ехать на Команы. Чем так известны Команы мы не знали, но слышали, что туда ездит много туристов. Ну раз по пути, решили заехать. Остановился в Сухуме на какой-то площадке, чтобы посмотреть на карту. Тут же подлетает пацанчик, лет десяти, спрашивает, на стоянку ли я. Видимо денег хочет. Спрашиваю, как проехать на Команы и Сухумскую ГЭС. Начинает рассказывать, да так четко и грамотно, как они там на УАЗе покоряли горное бездорожье, что грунт там мягкий, туда тащит, там на понижайке ехать. В общем, я офигел такое услышать от мальца. Он же, как это делают все местные, стращал сказками о труднопроходимости тех мест и, окинув взглядом мою машину, сказал, типа, ну может проедешь. Едем. Сразу за городом асфальт кончился, начался разбитый пыльный грейдер. Местами кажется, что вокруг кусты, но вглядевшись, можно в этих кустах разглядеть заросшие фундаменты напрочь стертых с лица земли домов. В этих краях были ожесточенные бои, в которых участвовал хозяин дома, где мы жили. Некоторые поселки полностью уничтожены, в лесах остались лежать мины. Некая организация TRUST занимается там разминированием. Когда подъехали к Команам, увидели табличку со стрелкой «к святым местам». Здесь есть могила древнего воина, кажется, Василиска и современный деревянный храм, построенный относительно недавно в его честь. Кроме этого, есть святой источник. Легенда гласит, что некие нехорошие дядьки пытали Василиска, чтобы он отрекся от веры, но он этого не сделал. А когда скончался от мучений, то из под камня, где он был прикован, через несколько дней пошла вода. Еще дальше есть храм Иоана Крестителя, который крестил Иисуса. Рядом с храмом предупреждения о заминировании и схемы безопасных пеших маршрутов. Но ходить нам было некогда, мы поехали дальше, в сторону ГЭС.

Всего на ГЭС три участка. На карте они располагаются достаточно близко и я почему-то решил, что от одного к другому можно быстро проехать. Кроме этого я не знал, к какому участку нужно ехать, поэтому поехал по более накатанной дороге. Мы двигались по живописному ущелью. Склон был очень крутой, далеко внизу шумела река Гумиста, но дорога была достаточно широкая. Я все ждал, когда же начнутся обещанные разными джиперами места, где надо включать понижайку, но их не было. Стоящие в ущелье проржавевшие высоковольтные вышки говорили нам о том, что движемся мы в правильном направлении. Но когда мы увидели бухту кабеля возле дороги, закралась мысль, что станцию собираются восстанавливать. Дорога явно не так давно расчищалась и расширялась. Мы продолжали двигаться, гадая, что мы увидим, когда приедем. Выезжая за очередной поворот мы уперлись в самосвал, который перегородил всю дорогу. Рядом работал тяжелый экскаватор, черпая грунт прямо со склона горы. Мысли о восстановлении станции продолжали крепнуть, и нам все менее интересно было ехать дальше. До точки оставалось буквально два километра. Прождав погрузку самосвала около десяти минут, мы решили развернуться и ехать назад. Но экскаваторщик, увидев это, стал свистеть и что-то махать руками из кабины. Через минуту самосвал отъехал и двинулся в сторону станции, а нам дали знак проезжать. Рядом стоял еще один самосвал. Его водитель подтвердил, что станцию восстанавливают, но пока только делают дорогу. Он говорил, что посмотреть там все можно, хотя там уже работают строители. Настроение уже было не то. Мы проехали еще километр и догнали наш самосвал, который разгрузился и его кучу разгребал здоровенный колесный трактор. Сам трактор еле помещался в ширину дороги, которую разгребал. Я вышел посмотреть. Тракторист мне заулыбался, стал что-то кричать и показывать пальцем. Оказывается на грохот ссыпающихся в пропасть и реку камней приплывает большая рыба, ее хорошо было видно сверху. Тракторист быстро раскидал кучу и стал карабкаться чуть ли не на стену, чтобы пропустить. Кое как разъехались, но через 500 метров упираемся в табличку «стоп, мины».

 Дальше ехать, мягко говоря, стремновато. По навигатору, мы практически на месте, но станцию не видно. Решили спуститься к реке, искупаться. Вдруг недалеко раздался выстрел из ружья. Стало совсем стремно. Затем еще один и еще. Потом мы уже просто привыкли и перестали обращать внимание. Когда вернулись с реки, то встретили рабочих, которые шли на станцию. Они сказали, что нужно ехать под знак, и что мы уже почти на месте. Уверяли, что мин нет, ну что ж, поехали. Сразу за поворотом после знака мы увидели ГЭС, через 100 метров поставили машину и пошли бродить. На станции снаружи работало человек пять рабочих. Один из них провел небольшую экскурсию по станции, рассказал, где что находится. От него же мы узнали, что нужно было ехать на первый участок, который гораздо выше в горах, гораздо более живописный, и там есть плотина. По их словам, первый участок уже отремонтировали, но пока не запустили. Чтобы туда попасть, нужно вернуться почти в самое начало и ехать другой дорогой, более сложной и опасной по описанию рабочих. Здесь же никакой плотины нет. По трубе около полутора метров в диаметре вода спускается сюда с верхних участков и крутит три генератора. Это, вроде как, самый маленький участок. Мы отправились исследовать здание.

По всей станции видны следы перестрелки. Все стены, а особенно окна и двери, просто изрешечены пулями.

     

     

Поскольку ночевать в горах одним экипажем было стремновато, нужно было решить, чему посвятить оставшуюся часть поездки: поехать на первый участок, либо ехать в шахтерский поселок. Решили выбрать второй вариант. Вернувшись в Сухум, взяли курс на Ткварчал.

Дорога до Ткварчала – прекрасный асфальт, вообще без гор и серпантинов. Вокруг поля ярко-желто-зеленого цвета, вдалеке виднеются горы. Пока искали место, откуда лучше все это сфотографировать, всю красоту проехали. По пути попадается несколько сел. Кое-где есть жизнь, но в основном больше половины домов заброшены и разрушены временем. Когда приехали в Ткварчал, немного офигели: огромный промышленный район с многоэтажками, вокзалом, заводами и… никого вокруг. Изредка проезжает машина, в некоторых домах в одной-двух квартирах стоят стекла, кое-где нам попадались люди, но в основном – это порушенные здания, поросшие мхом, пустынные улицы и ощущение мертвого города.


    

Ходят слухи, что Ткварчал – так называемый, туманный Альбион Абхазии. Что какая бы погода не была на побережье, здесь всегда пасмурно и дожди. В этом мы убедились сами. За все время пребывания в Абхазии мы не видели на небе ни облачка, а тут все было затянуто грозовыми тучами. Дело было к вечеру, а мы хотели еще успеть доехать до места, которое на картах обозначено как «Нижний источник» и «Верхний источник». Второпях почти ничего не фотографировали, хотя было чего: высоченные мосты через пропасть, висящие в горах над поселком, «поворотные» мосты на длинных сваях, многоуровневые тоннели. Вообще полет архитекторской мысли тех мест очень впечатляет. Мы доехали до поселка Акармара, который в 2010 был полностью заброшен. Сейчас его начали заселять, мы даже видели людей на улице и пару жилых квартир. Поэтому бродить не стали и поехали искать источники. Что это за источники мы не знали, а как добраться до нижнего, нам подсказал местный старик. Спустившись к источнику, мы очередной раз раскрыли рты: над черной пропастью с бурлящей рекой висят бетонные ванны, в которые откуда-то по трубам течет сероводородная вода. Я сразу узнал это место, вспомнив отчет нOFFичка.

До этого мы уже принимали сероводородные ванны в Приморском. Там источник облагороженный, хорошо посещаемый туристами. Там же нам рассказали правила приема таких процедур. Об их благотворном чудодействии мы знали не понаслышке: сразу после первого приема ощущается удивительная легкость и расслабленность. Здесь вода не такая горячая, как в Приморском, и, как нам показалось, не такая насыщенная сероводородом. Зато все бесплатно и никого нет. Мы незамедлительно решили принять сероводородную ванну. Когда погружаешься в воду, чувствуешь, как дрожит вся конструкция от бушующей внизу реки. Ощущение небольшого землетрясения. Течение здесь очень сильное, скалы ущелья гладко отполированы водой. Лежа в ванной становится немного не по себе, что под тобой 5 метров и такая мясорубка. Приняв оздоровительные процедуры, едем дальше. Сегодня мы еще хотели успеть заехать в село Отап и посетить пещеру.

Отъехав недалеко от Ткварчала в сторону Очамчиры, в селе Гуп на север отходит дорога, вроде бы как ведущая прямо в Отап. Почти прямой путь нашел навигатор Гармин, решили ему довериться. Но в одном месте, где мы должны были свернуть на проселочную дорогу, дороги никакой не было. Более того, здесь никогда не могло быть не то что дороги, даже пешей тропы: в этом месте была просто пропасть. Карты OSM показывали другой путь, более длинный. Но на самом деле, дорог там существенно больше, чем на картах и мы, поплутав, вернулись к дороге на Очамчиру. Уже стало темнеть, и смысла ехать в пещеру не было. Зато сфотографировали красивый закат.

29.07.2012

Еще одно место, которое я давно хотел посетить – это Хашупсинский каньон. Экипажи Олега и Nickel-я решили составить нам компанию. Речка Хашупсе и ее каньон располагаются совсем недалеко от границы с Россией. Ехать нужно из поселка Цандрыпш, вверх по реке. Примерные координаты каньона у меня были, а вот трека нет. До куда вообще можно там доехать мы тоже не знали, и тем было интереснее. Сначала дорога шла вдоль реки, затем отделилась от нее высокой горой и пошла вверх. По моим расчетам, как раз за этой горой и должен был быть каньон. Когда объехали гору, мы увидели крутой спуск в сторону, где примерно расположен каньон. Я еду на разведку и догоняю крадущийся по ухабистому уклону Табурег. От него узнаю, что мы движемся в нужном направлении, сообщаю по рации и жду, когда все подтянутся. Нам предстояло спуститься вниз к ручью, который впадает в Хашупсе, и по нему проехать до реки и каньона. Табурег дальше спуска ехать не решился. Честно говоря, на его месте я бы не решился и на спуск. Но вот дальше местами было жестковато: крутые подъемы, спуски и переезды, раскатанные колеи, большие камни – хорошее испытание для стандартного внедорожника.

Ребята уже были на грани, чтобы пожалеть о том, что поехали со мной, предлагали пойти пешком, все спрашивали, скоро ли мы доедем. И мы доехали. В конце дороги… ну я уже не удивляюсь такому в этой стране – кафешка, куча народу и много экскурсионных УАЗиков. Оказывается место достаточно посещаемое, но пока не получило большую известность. Оставляем машины и идем дальше пешком. Двигаясь по реке, стены каньона постепенно поднимаются и выпрямляются до вертикальных, одновременно сужаясь до нескольких метров. Местами приходилось идти вброд по грудь, ища под ногами возвышения на дне и таща над головой фотоаппарат.

   

Наконец, мы добрались.Дальше – только вплавь. Оставив фотоаппарат здесь, я со своим бесстрашным штурманом решили сплавать за поворот реки. В общем-то, ничего особенного мы там не увидели: все тот же величественный необычайно живописный каньон. А вот плыть назад против течения было трудновато, да и вода далеко не термальный источник.

     

По возвращению из каньона отобедали в тамошней кафешке, расположенной в сказочном самшитовом лесу. Это была наша последняя большая вылазка за эту поездку.

Еще пару дней мы отдыхали на море, а потом выдвинулись домой. К границе подъехали около десяти вечера, таможню прошли за 15 минут (всегда бы так). Немного поплутали по Адлеру в поисках Назара и около 12 уже прошли Сочи. Прибрежный серпантин, несмотря на поздний час, был вполне себе загружен, но движение шло без затруднений, и около трех ночи мы уже укладывались спать за Джубгой. На обратной дороге самое негативное впечатление оставила Москва. Там мы были в пятницу, в полдень. Стояло все. От расчетного времени навигатора, домой мы опоздали на 4 часа, хоть и ехали по Новой Риге. Уже на подъезде в родной Твери у меня стало понемногу закладывать уши: прогорела труба глушителя. Когда подъехал к городу, то на светофорах уже пугал всех рыком прямотока. И все же моему железному другу нужно отдать должное – вынес все с честью и достоинством и никаких неприятностей не доставлял – только радость и восхищение. Из поломок – только отлетевшие заклепки на одном из порогов (стал дребезжать), сношенные колодки и прогоревший глушак, который терпел почти до самого дома. Мы вернулись! Ура!

Краткая статистика поездки

Кол-во дней (включая дорогу): 28
Пройдено пути: 6332 км
Среднесуточный пробег: 226 км
Сожжено бензина: 867 литров на сумму 23243 руб.
Средний расход топлива: 13,7 л
Всего потрачено денег: 57000 руб.

3 комментария Экспедиция “Большой Кавказ 2012” (часть 3)

  • coldrain

    Зависть меня переполняет – ты был сталкером. Пойду расскажу детям. Мы бы тебе показали как надо исследовать руины

  • coldrain

    и еще вы крались по каньону и самшитовому лесу а потом плыли по реке вплавь!
    Какая досада какая досада …
    треки дашь ?

  • kazanova

    Треки вроде все есть. Поделюсь, конечно, стучись с личку