В начале лета посетила мысль катнуть на БЕСОВ НОС. Изучив первоисточники, пообщавшись на форуме , как- то незаметно прошло время. Наступил август. Все подготовив, проверив, раним туманным утром 11 августа экспедиция в составе :Мицубиси монтеро спорт 3.5 «Бегемот», экипаж: я ,жена Елизавета и дочь Александра. Автомобиль СЭЙФ КНР, собранный руками Гжельских гончаров , Китай . Экипаж: Виталий и его супруга Ирина. Мы стартанули в сторону Онеги.
Выглянуло солнышко и ехать стало веселей.
Часа через четыре сделали привал позавтракать.
Позавтракав, двинулись дальше . Дорога прямая, за окном красота.
Незаметно кончился бензин, и в этой ситуации в очередной раз убедились, что знакам верить низя.
Нормальная заправка через 15 км. Лукойл. Так незаметно шло время, и мы почти без приключений проехали Вологду. ГИБДД относилось с пониманием ,проявляя только интерес. А вообще, согласитесь, приятно, черт подери, когда едешь и все с восхищением смотрят на твое творение.
Как я уже писал, проехав Вологду, пошли на Вытегру.
Жизнь течет, народ что-то собирает, а это значит — колхозы работают. Пейзажи за окном меняются: реки, поля, озера,лес -одним словом красота.
По дороге к Вытегре была поломка у китайца- открутился задний ам. Починили быстро и вперед.
И вот наконец ВЫТЕГРА.
Известен с 1710 как деревня Вянги и при ней Вянгинская пристань, на месте впадения в Вытегру р. Вянги (карельское vengi «ручей, небольшая речка, протока»). Через пристань проходил торговый тракт из Архангельска в Петербург. В 1773 селение преобразовано в город Вытегра по более значительной (принимающей) реке Вытегра. Этимология гидронима Вытегра не установлена, но формат -егра позволяет отнести его к числу древних фино-угорских названий, характерных для Севера европейской части России. Оживление экономической и культурной жизни в первой половине XIX в. связано с открытием (1810) Мариинского канала Мариинской водной системы с системой шлюзов. Городок маленький, но поразило множество спортивных площадок, кафе, магазинов и магазинчиков. Заправившись правильным бензином на Лукойл , покатили в сторону г.ПУДОЖ.
Впервые упоминается в 1382 как селение Пудога, затем — Пудожский погост. Уездным городом Олонецкой губернии стал 16 мая 1785 года по указу Екатерины II. С конца XVIII в. в устье р. Водла действовало несколько стекольных заводов, с конца XIX в. — лесопильные заводы. Разработка месторождения титано-магниевых руд, гранита (Кашина Гора, известно с XIX в., — серый и розовато-серый гранит использовался при облицовке зданий и набережных Санкт-Петербургa, Москвы)
- В центральной части Пудожа сохранились кварталы жилой застройки XIX — начала XX вв.
- Многочисленные «онежские» петроглифы — наскальные изображения эпох неолита и бронзы (около 800 близ устья Водлы и на мысах Онежского озера).
- Бесов Нос (Древние наскальные рисунки, реконструированное поселение каменного века)
- Ильинский погост (Деревянная постройка конца XVIII в.)
- Муромский монастырь
- Водлозерский национальный парк
Это так историческая справка. Наша цель деревня Каршево.
И вот наконец Граница .
Радостный Виталий.
(на числа внимание не обращаем это не правда)
Едем вперед.
Так как мы двигались не очень быстро: км 70-80 час, то как Вы понимаете, вечерело: где-то начало 8-го. До деревни доехали быстро и убедились в том, что карта к Бесу не нужна, так как есть направление.
Видны следы стандарта. Короче, двигаемся в нужном нам направлении.
Так как Шрайбикус — он же ребенок — снимал против света фар, получилось темновато.
а так хорошо. Проехали примерно 4 км .
Доехав до большой и, как нам показалось в темноте, страшной лужи , решили заночевать, а утром, полные сил, быстро дойти до мыса.
Разбили лагерь, быстро перекусили и спать. Утром, часов в 7, женская половина обнаружила залежи всякой полезности и принялась все это собирать и поглощать. Пока все это происходило, из ниоткуда появился велотурист, как в сказке, из под земли . Поговорили, сравнили технику и попросили передать Бесу привет и что скоро будем, на том и разошлись.
После велотуриста Виталий оказывал посильную помощь.
Позавтракав, чем бог послал, собрались, и на разведку лужи .
Изучив лужицу, приняв решение, как проехать, поехали. Штурманы вели видео- и фотосъемку.
«Напрямки поедем и усе тут», — сказал Юра, ведь велосипед прошел, значит и мы туда, Виталик задумался: «Однако, сумневаюсь».
Любимая настраивает камеру.
Поехали.
Легко преодолев лужицу, пошли дальше, сразу скажу- не быстро целей — — например, за 2 часа долететь — не было. Гуляли, наши девушки собирали малину,землянику и чернику. Короче говоря, отдыхали на природе, не забывая двигаться к намеченной цели.
Просто красота.
Каждую лужу изучали на предмет коряг и прочих неприятностей.
Наши боевые подруги.
Проехав 5 км по колдобинам и лужам, случилась неприятность с китайским другом. Хотя мы проходили и осматривали все лужи и засады на предмет инородных предметов, бревна, камни и прочее, где -то мы что-то пропустили, и, в результате, сломали рулевую тягу, погнули стойку стабилизатора. Встали на стоянку и приступили к ремонту китайца.
Китаец смотрится очень симпатично. В данной ситуации очень пригодился реечный домкрат, купленный накануне поездки.
Вот немного увеличенная картинка поломки.
Хорошее было бревно. Снимали-разбирали часа 2 . За это время проехал наш знакомый велотурист с Мыса и двое мототуристов. На всякий случай попросили, по возможности, местных подплыть на лодке, чтобы быстро доплыть до деревни и попробовать отремонтировать. Это не сработало.
С помощью мамы, кое -каких ключей и ручной лебеды мы сняли рулевую тягу и, поняв, что подмоги ждать неоткуда, связь не работает, поехали на «Бегемоте» в сторону деревни- искать, где отремонтировать тягу. На пристани в деревне случайно встретили Главу администрации района, и он нам посоветовал очень хорошего мастера Александра Петровича. Проживает А.П.: пос. Красноборский, у магазина; 3 больших гаража и большой частный дом белого кирпича. Напротив — два дома 2х этажных по 16 кв. телефон. +7 921 702-24-19. от Каршево мин 10 ехать.
Мы с Виталием отсутствовали 3часа (дорога туда и обратно по 45-50 мин. ), остальное время -ремонт тяги. У Петровича руки просто золотые. Все сделал супер, пригласил на обратном пути заехать и проверить состояние авто. Наши девушки, пока нас ждали, поставили лагерь, приготовили ужин, просто королевский-молодцы. Вернувшись, за час собрали китайца и отдыхать.Фото внизу, где мы ремонтировались.
Утром собрались и в путь- немного осторожнее, так как смотрели на тягу- как она себя будет вести после ремонта.
Убедившись, что все в порядке с тягой, стало спокойнее. Впереди осталось 4 серьезных засады- со слов вело-, мототуристов. К первой мы и подобрались.
Изучили, посмотрели, наметили, как идти. Поползли.
При осмотре -не доглядел и пропустил поваленное дерево, результат- уперся, закопался, лебедился.
Слева вдоль- бревно, которое вытащили. Виталик скатился в старую колею и встрял,пришлось лебедить через всю болотину (в связке — 3 тросса).
Елизавете -моей жене- надоело сидеть в машине (садись,выходи,иди фоткай и пр.), сделала посох и отправилась впереди планеты всей промерять фарватер луж.
А мы ехали за ней, как за первопроходцем.
И вот, наконец, мы подъехали к ручейку.
Очень симпатичное место, как нам показалось.
Кругом следы борьбы за жизнь.
Определились, как бум ехать , только поленился я поправить бревна и добавить новых, за что и поплатился лебежением на выходе. После себя все поправили, подложили, и Виталик спокойно проехал. Все русский авось,блин.
Дальше было все легко и просто до берега Онежи.
Проехали эту бяку, выехали к деревне, точнее, что от неё осталось.
Осталось метров 400 и мы на месте.
Финишная прямая с элементами лебежения ,песок почему-то очень вязкий, хуже глины.
Проехали, играючи, канаву.
Вот и все . Вот он заветный берег . Но почему-то радость очень быстро прошла,цель достигнута -грустно стало всем.С воды дул очень сильный ветер,волны и все такое.
Дальше все как у всех: подъехали к мысу, осмотрелись, подобрали место стоянки, поставили лагерь, праздничный ужин,знакомство с соседями и археологами.И до глубокой ночи у костра- благо по утру подвигов совершать не нужно,уже доказали, что можем.
Следы ранней цивилизации.
Культурная программа- просмотр синема.
Утром все мы пошли на поиски петроглифов .
Изучили все и слева и справа . Все и всех нашли , можно сказать утолили свой информационный голод, слились с природой- матушкой. Места просто обалденные, словами, как Тютчев, я сказать не ум… но есть фотик- он все и рассказывает. Немного красоты, думаю, не помешает.
и, главное, подбираемся к месту, ради которого все это было сделано и пройдено: БЕСОВ НОС и ,конечно, сам БЕС.
На восточном берегу Онежского озера и в низовье реки Выг (перед ее впадением в Белое море) расположены петроглифы — уникальные памятники монументального искусства эпохи неолита (IV — II тысячелетия до нашей эры).
Бесов Нос — центральный и самый длинный из скалистых мысов, как бы организующий все окружающее пространство, подобно высокой церкви или колокольне в старой деревне, но только он находится в горизонтальной плоскости, на 750 м выступая в озеро. Естественно, что и омывающие его бухты более обширны. У основания мыс очень узкий, менее 100м, затем заметно расширяется, а где-то в средней части еще слегка изгибается в юго-западном направлении. На нем шапка густого леса, но на самой вершине и повсеместно вдоль уреза воды обнажаются коренные скальные породы.
Мыс служит надежным ориентиром; не случайно на его оконечности поставлен маяк. Отсюда открывается отличный вид на соседние мысы и острова. Напротив, за нешироким, но глубоким проливчиком находится безымянный гранитный остров вытянутой формы, тоже превосходное место для обзора побережья, но уже со стороны озера.
На оконечности Бесова Носа особо отчетливо ощущается стихийная мощь озера. Со страшной силой, содрогая скалу, обрушиваются сюда волны во время шторма. Здесь по-особому воспринимаются грозы, пробуждающие неуверенность, страх и беспокойство. Но чаще мыс бывает по-своему гостеприимным. Если ветер не лобовой, то в бухтах по ту или другую сторону всегда можно укрыться и переждать непогоду. На очень разное состояние мыса, то идиллически спокойное, то капризно суровое, не могли не обращать внимания и древние мастера, выбравшие его местом для своих удивительных творений.
В центральной части нижнего яруса и выбита знаменитая «триада», положившая начало всему комплексу — три гигантские по отношению ко всем остальным изображениям фигуры, пользующиеся большой известностью: выдра (ящерица), бес и, наконец, сом (налим). Длина их соответственно 2,56; 2,46 и 2,65 м. Это самые крупные изображения всего комплекса. В центре — колоритная фигура беса, рассеченная продольной трещиной почти на две пропорциональные части. Чувство большого удивления и смутного страха вызывает чудовище с квадратной контурной головой, внутри которой грубо намечены рот, нос и глаза, причем один глаз показан круглым пятном, а другой — кружочком с точкой в центре. У беса тонкая, лишь немного шире трещины, длинная шея, раскинутые в стороны и согнутые в локтях руки с пятью длинными растопыренными пальцами, массивное чурбанообразное туловище с небольшим расширением книзу, сильно расставленные и согнутые в коленях ноги, несоразмерно тонкие и короткие, как и руки. По правому боку торчит небольшой остроугольный выступ. Края знакомой нам уже трещины намеренно оббиты, возможно, еще до «рождения» беса. Из названия мыса и близлежащей деревни следует, что за образом беса закрепилось поддерживаемое веками представление о какой-то злой, нечистой силе. Не случайно левую руку беса перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны от верхнего конца и овалом над ними Его скорее всего выбили монахи Муромского монастыря, что находился в 25 км южнее по берегу, наглядно засвидетельствовавшие свое враждебное отношение к «языческому» образу беса.
Окончив осмотр мыса, и, как понимаете, отсняв следы предков,решили с Виталием покидать спиннинг, так, для удовольствия.Сказано- сделано.
Проплывающий на лодке мимо нас местный Кузьмич сказал, что много не наловим, так как меняется ветер, и погода и рыба пойдет на дальний кордон. В принципе, мы в этом очень скоро убедились, портится все начало почти на глазах. Да, чуть не забыл, улов- окушки грамм по 300-400 не пострадали и были отпущены в родную стихию, то бишь в Онегу.
Так было хорошо,а так стало немного грустно. Стали посещать тревожные мысли об обратной дороге, ежели что.
И несколько слов о лесе вдоль берега Онежи. Днем, конечно, все хорошо и красиво,но, как только опускаются сумерки, просто какая- то жуть, куда там Спилбергу и Кингу с их страшилками в павильонах, наша тайга- самая страшная в ночное время, думаю, Вы согласитесь. Гирлянды из лишайника, мха, свисающие с веток , причудливо изогнутые стволы и ветки , торчащие кусты можжевельника, и коряги при отблесках костра и свете фонаря, да при луне с переменной облачностью.
Вечером с воды начал дуть ветерок, небо все сильнее затягивали облака очень некрасивого вида с намеком, что всех ночью смоет. На юго -западе пери одически виднелись всполохи зарниц с раскатами грома. Местный Кузьмич не обманул,шаман фигов.Сидели за столом, смотрели синема, пили чай, и обсуждали завтрашний день- как да что, если дождь.А ребенок тем временем занимался обалденным закатом, вооружившись фотиком.
И еще ребенок нашел маяк, который находился в 16 км от нас.
УТРО. В часов 5 прошла сильная гроза, состоявшая из двух частей, плюс шквальный ветер. У нашего тента в определенные моменты наверное было желание улететь с 4 мя соснами, за которые он закреплен. По моим прикидкам, вылилось на нас 2-2.5 см осадков. А берег Онежи встретил нас вот так.
Просто шторм . И вдобавок ко всему- мелкий-мелкий, как 2а мешка крупа, дождик. Начали собираться часов в 10 утра, когда до конца убедились, что эта погодная аномалия надолго, и, самое главное, что дорога с каждым часом все «лучше и лучше» становится. Воду набирали для тех нужд: окошки там помыть и прочее, пригодится в дороге, решили мы.
Когда все собрали, навели порядок на планете, перекусили, и с Божией помощью двинулись в сторону дома. Дорога встретила вязкой слизью и большим количеством луж.
Лебедился один раз в болотине: влетел поперек колеи и все — на пузе. Но была еще одна засада, о которой мы узнали в той же болотине. Оказалос, что у Китая от удара сломан и шеруз, помимо повреждения рулевой тяги. В болотине это и вылезло: без нагрузки передок работал, а под нагрузкой хруст и выбивает этот привод 4х4. Одним словом жить стало веселее.
И оставшуюся часть пути,всю почти кроме прямых участков бегемот тащил китайца на веревке.
При буксировке трудности были тока на объездных дорожках: деревья и все такое скользкое , проваливается. Но мы справились с непогодой и поломкой,и достойно вышли победителями. Минус: наши девушки промокли и замерзли, в виду чего почти нет фото обратной дороги,спасибо им и за имеющиеся.Они у нас молодцы- наши боевые подруги. Нам в кайф, а они терпят и улыбаются . Вот она — последняя лужа и все, дальше почти Кутузовский,а за ним и асфальт,одним словом- цивилизация.
Прощальный взгляд .
Забираем обитателя карельской тайги.
Выехав на простор, почему то кончился дождик и стало проглядывать из-за тучек солнышко. Дружно доехав до Александра Петровича для проверки китайца. После осмотра и небольшой регулировки сход развал было сделано заключение что сваренная тяга намного круче старой. Петрович любезно пригласил нас переночевать и попарится в баньке.Огромное ему за это спасибо. Утром как не странно чистые и отдохнувшие полные сил можно сказать. Попрощавшись с семьей Петровича поехали домой до дома 870 км. . Да выложить телефон и информацию о Петровиче,предложил он сам, мол ребята ваши ездят часто мало ли что Всегда помогу. Звоните .
Едем домой
ИТОГ
1. Дорога Москва — Вытегра — Бесов нос 2.5 суток с поломками и разгельдяйством.
2.Природа изучение окресностей Беса и отдых 2.5суток
3. Дорога Бесов нос — д. Каршево 6 часов.
4. Дорога пос. Красноборский — Москва 16 часов, с отдыхом помывкой авто,разгельдяйство.
ПОЛОМКИ АВТО.
КИТАЙ рулевая тяга, стойка стабилизатора, шурус, сломаный привод пер колес,царапины и вмятины как положено.
БЕГЕМОТ дополнительный свет бампер умер, задние суппорта клин, немного подмочили оторвалась заглушка на пузе,напоил генератор протрезвел тока 100км. от г.Вытегра, оторванные провода и трубочки на днище.
Все автомобили дошли до Москвы своим ходом. Экипажи живы и здоровы готовятся к новым путешествиям.
PS Дорогие соклубники и джиперы других клубов, огромная просьба в таких заповедных местах,да в любых ,пользуйтесь корозащитой не ленитесь.И убирайте за собой мусор . Это просто пожелание.
Всего доброго удачи на просторах без дорог.
благодарю за нелегкую проделанную работу прохождение и сьемку фото отличные но сколько прелести когда видеть воочию молодцы
Молодчаги…