Отчет о поездке в Монголию
Пролог.
В Монголию? Зачем? Что там делать то? Что смотреть? Подобные вопросы возникают у многих . Признаюсь , я также думал пока не прочитал отчёты прежних путешественников посетивших эту страну и открыл для себя новый маршрут на оз. Байкал. Поехать на Байкал я хотел давно, ещё в прошлом году готовился. Но как говорится, жизнь внесла свои коррективы. Вариант проезда на Байкал через Алтай, Монголию, Бурятию с возвращением через Сибирь мне показался более заманчивым чем «пилить» по федеральным трассам на внедорожнике туда и обратно, наблюдая одни и те же виды.
Отправляясь в длительный пробег, да ещё по незнакомым местам, лучше бы иметь компанию из нескольких подготовленных внедорожников, и слаженную команду единомышленников обладающих определённым опытом , знаниями и навыками в проведении подобных путешествий. Но увы на этот момент надёжные, проверенные люди не смогли составить компанию. Я не искал желающих отправиться со мной на Байкал, да ещё кружным путём через Монголию здесь, в Нижнем Новгороде. Честно говоря, мне не хотелось заниматься организацией команды из незнакомых людей, согласованием сроков, бюджета, маршрута, и прочего. Решено было ехать одной машиной вдвоём с моим старым другом.
Дано:
Машина — Бензиновый Паджеро-Спорт в стоковом исполнении был доработан под конкретные условия поездки. Помимо ранее установленной рации «СВ» диапазона, инвертора на 500Вт, в мультимедийном 7-ми дюймовом мониторе с GPS была обновлена навигационная программа с картами всей России и добавлена карта Монголии, из интернета и согласованная с данной программой. Кроме автомобильного навигатора у нас имелся карманный Garmin также с картами России и более менее подробной картой Монголии. Разумеется атлас автодорог России и СНГ. И наконец, скачанная карта дорог Монголии в масштабе -1см:10км. Правда на монгольском языке. К слову сказать, это очень помогло в дороге. Слушая 15-й канал дальнобоев мы были предупреждены о «работающих машинках» на трассе и постах . Ну и сами вносили свои скромные «пять копеек» в общий поток информации. Без навигатора в одиночку на бескрайних просторах Монголии пришлось бы нелегко. На рейлинги крыши был установлен экспедиционный багажник производства АнВир. К багажнику прикрутили металлический ящик для ЗИПа, бочонок на 60литров и две пластиковые канистры по20л. под бензин притянули стяжками с трещотками. Опытные люди советовали иметь приличный запас топлива. В глухих районах Монголии проблема заправиться 92 бензином, я не говорю уже о качестве топлива. Кроме того, имелись две пластиковые канистры по 10 л. с водой. К багажнику был приторочен «хай джек», в комплекте с которым, имелось приспособление для подъёма за диск колеса. На багажник также установил по кругу фары рабочего света. Штатную резину 245/70 R16 заменил на грязевую 265/75R16 MAXXIS BIG HORN. В подвеске: Сзади заменил стойки стаба, заменил пружины на усиленные от Паджеро 2, в передних амортах и стабилизаторе резинки на полиуретан. Вот пожалуй всё, что касаемо подготовки внедорожника.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Движение по трассам России описывать не буду, об этом сказано было уже не мало. Про Алтай скажу так. Самая интересная часть, а именно горы начинаются в республике Алтай перед Горноалтайском , весь Чуйский Тракт, до Кош-Агач. Конечно, по горному Алтаю нужна своя экспедиция, это отдельная тема. Из-за нехватки времени мы проехали горный Алтай по Чуйскому Тракту за день. Ночевали уже в Кош-Агаче. Здание, в котором нам пришлось заночевать, гостиницей назвать трудно. Бывшее административное одноэтажное здание, 50-х годов постройки. Нет воды, канализации, не ясно как отапливается. Хорошо, что есть электричество и пусть раздолбанные, но всё же кровати. Вечером к нам в «номер» заглянул некий гражданин Монголии. Иркин — так он себя назвал, довольно сносно говорил на русском. Из любопытства спросил, кто мы, куда и зачем едем. Сам он живет в Баян-Улгий, занимается коммерцией, часто мотается через границу в Ташанте. Написал нам перевод необходимых монгольских слов при обращении к аборигенам. Поговорив за жизнь, угостившись чаем, (наверное, думал водочки нальют за знакомство) Иркин распрощался до утра. Утром, сварганив завтрак, отправились в Ташанту на погранпереход. Впереди пылил на своём уазике Иркин, заехав утром за нами
Контрольно-следовая полоса . Справа видна колея уходящая на плато Укок.
Вопреки ожиданиям очереди у ворот погранперехода почти не было, довольно быстро пройдя границу с нашей стороны, мы пересекли двадцатикилометровый участок нейтральной территории и оказались перед воротами монгольского погранперехода. Тут уже скопилось несколько машин, оказалось, что только что начался обеденный перерыв. Не теряя зря времени, мы, как и все прошли платную дезинфекцию. Проехав по совершенно сухому дну бетонного корыта, мы получили бумажку для таможни, вся процедура стоила 20 р. Прошли таможню без вопросов, запас топлива в канистрах не вызвал пристального интереса. Кстати, местным и с той и с другой стороны запрещено провозить топливо на территорию Монголии свыше 10л. А нам предстоял долгий путь до Улан-Батора и далее с выходом на родину в Кяхте. Изначально маршрут планировался такой: Ташанта –Цаган Нуур-БаянУлгий-оз.Толбо-Ховд-оз.УснНуур-Алтай-Улистай-Морон-оз.Хубсугуул-Улан-Батор-Дархан –Сухэбатор-Кяхта. Но, уже двигаясь по Монголии исходя из дорожных условий, темпа движения и укорачивающегося отпуска, решили сократить, облегчить маршрут, и не заезжать на оз. Хубсугул. Путь лежал от пос. Алтай через Баян Хонгор на Улан — Батор с посещением Хархорина (Каракорум) бывшей столицы Чингисхана. Жемчужину достопримечательности Монголии озеро Хубсугуул решено оставить на другой раз.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
На горизонте БаянУлгий.
Итак, мы в Монголии и на пути лежит городок Баян-Улгий, До него приличная асфальтированная дорога, правда радовались мы не долго. Асфальт закончился на въезде в городок, а далее дорожное покрытие улочек представляло из себя: то пыльный грейдер, то разбитый асфальт (оставшийся с советских времён). Покрытием второстепенных улиц служила обычная грунтовка. Карт городов у нас не было, и чтобы попасть в центр ориентировались по уличной застройке, состоянию дороги, движению транспорта. Нам нужно было найти менял и поменять рубли на тугрики. Только въехали в городок, а нас уже кто-то встречает на жигулях «шестёрке». Мигая фарами и гудя, он выскочил из проулка и подрезая, почти перегородил нам дорогу. Что происходит? Это Мурат, с семейством так приветствует нас. Этот человек зарабатывает на туристах. Базируясь где-то на окраине городка, он высматривает машину с иностранными номерами, затем старается перехватить и завлечь «ушастых», заговорить и навязать какие-нибудь услуги, содрать побольше денег и отпустить с миром., Учитывая свой жизненный опыт, я предвидел подобное развитие событий и попытался оторваться и затеряться в пыльных улочках от навязчивого гида. Но куда там двум «оросам» (русским) в незнакомом городке скрыться от аборигена. У нас не было в планах задерживаться здесь надолго, но мой друг из любопытства захотел пообщаться с местными, узнать их культуру и быт. Поменяв рубли 1 к 43 тугрикам, в сопровождении Мурата мы проследовали в его резиденцию. Семья Мурата живет скромно, одноэтажная глинобитная хибара с пристройками, внутри небольшого двора, огороженного сплошным забором из досок. Комнаты небольшие с низкими потолками, но внутри довольно чисто. На полу линолеум, коврики. Нас провели в гостевую пристройку, предложили отдохнуть и поесть. Мурат когда-то учился в Союзе и довольно бойко говорил по русски. Поев лагман домашней готовки, выпив чаю, проведя время в беседе, мы собрались в путь. Все вышли во двор, хозяева с интересом обследовали наш внедорожник. Сожалея, что мы не заночевали (опять же упущенная выгода) хозяин с семейством решил проводить нас до окраины городка. Мы понятно, должны уже оплатить радушное гостеприимство, но сумма названная Муратом, явно не соответствовала уровню и качеству сервиса. Еда и ночлег в Монголии дешевы , в отличие от бензина. Расставшись с некоторой суммой тугриков, мы покинули гостеприимные места.
Федеральная трасса ведущая из городка, представляла собой пыльный, каменистый грейдер уходящий на горный перевал. Вечерело, но мы решили добраться до оз. Толбо. Когда справа показалось озеро, мы свернули с дороги и направились в сторону каменного утёса у берега. Возле него и встали на ночёвку. Озеро Толбо довольно большое, но очень живописное и чистое.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Утром попытались ловить рыбу с берега на спиннинг, но неудачно, мелководье. Если бы была лодка, то может быть, что-то и поймалось бы.
Двинули дальше в сторону Ховда.
Дорога становилась всё хуже, скорость не превышала 30-40 км/ч. Машину изрядно потряхивало на гребёнке, кругом пылища, летят камешки из-под колёс, стучат по кузову. Дорога тянется по горам и перевалам, местами пересекая пересохшие речные русла.
По пути встречаются участки строительства нового дорожного полотна, вероятно когда- нибудь по ровным и гладким монгольским автобанам помчатся монголы на своих «тойотах». Только в эту пору прекрасную не придётся жить ни мне, ни тебе. Дорожные работы ведутся неторопливо, я бы сказал не шатко — не валко, короче по- восточному. За полдня навстречу попались пара джипов, одна легковушка.
Дорога стала постепенно расширяться, превращаясь из однополосной в многополосную, точнее многоколейную. Впереди показался г.Ховд. Пригород представляет собой хаотично разбросанные по зелёной равнине белыми пятнами десятки или может сотни юрт. Через дорогу снуют бесчисленные стада мелкого безрогого и крупного рогатого скота.
Навстречу стал чаще попадаться встречный транспорт. Дорога идёт через город, поэтому выезд из него придётся поискать.
Ховд ничем особо не примечательный город, с характерной застройкой в стиле нашего «совка» но чище чем в Улгий. Улицы расположены линейно-перпендикулярно, не заплутаешь. На выезде с нас впервые взяли плату за проезд по асфальтовой дороге ведущей из города. Правда, асфальт кончился через километр, и мы опять очутились на пыльной грунтовке. Километров примерно через 30, показалось большое озеро Усн-Нуур.
Решено было встать лагерем на его берегу. Подъехать прямо к берегу нельзя, побережье изрядно заболочено, полно комаров и мошки. Полно разных видов птиц, летают рядом, не боятся.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
Утром я проснулся от их гвалта, эх ружьишко бы сюда. Ну ладно, двинули дальше. Дорога разошлась множеством колей по долине. Держимся генеральной линии по навигатору.
Вот и река, а через неё добротный железобетонный мост. Но проехать по нему нельзя, насыпи из щебня перегородили подъезды. Ведётся строительство федеральной трассы, которая пройдёт по мосту. Делать нечего, поедем через брод. Река не очень широкая и видимо не слишком глубокая. Видны следы переезда, но думаем всё-таки не лезть на рожон, а пройти брод ногами. Тут вдруг с противоположного берега подъезжает грузовик и сходу пересекает реку. Ему видно не впервой. Прикинув уровень воды, стартуем и мы, предварительно подключив передок и пониженную передачу. Под водой скрылись колёса, чувствуется сопротивление течения реки. Но «Паджерик» не подвёл. Прошёл достойно. Невдалеке виднеется п. Манхан. Дорога забирает в горы, подвеску нещадно трясёт, кронштейн навигатора норовит отвалиться и упасть, подвязали ниткой к зеркалу. Гребёнка и острые камни грозят развинтить крепёж, порвать резину. Скорость не более 25-30. Не свернуть, не объехать – справа каменистый склон, слева заболоченный овраг. Деваться некуда, надо идти только вперёд.
К обеду добрались до п. Дарви- захолустный, пыльный, вонючий посёлок животноводов. Солнце жарит, бензин на исходе, да и покушать охота. Встали в тенёчке, я полез на багажник снимать канистры. Подходит абориген бомжеватого вида, молча достаёт из пакета запчасти: Верхний рычаг передней подвески, полуось привода, шаровую и прочее. Я дал понять что мне не нужно. Заправив нашего боевого конягу, пора бы подкрепиться и самим. Пройдясь по единственной улице, зашли в магазин купили по литровой бутылке водки «Монгол Стандарт» за 5 тыс. тугриков. Местные с нескрываемой завистью смотрели на чужаков, купивших за бешеные деньги лучшую выпивку в этих местах. Но голод не тётка. В поисках где бы поесть, обошли улицы посёлка и вернулись к зданию, в тени которого остывал наш «Паджерик». По некоторым признакам мы определили в убогом строении нечто вроде харчевни. Зашли, осмотрелись, принюхались и вышли. Стало понятно, что обед придётся готовить самим. Я был в курсе, что монгольская кухня своеобразна и непривычна для иностранца. Но я видно не настолько был голоден, чтобы отведать неизвестно чего, как и кем приготовлено. Тем более, по русски здесь никто не понимал.
Отъехав недалеко от посёлка, увидели культовое буддийское сооружение, вроде памятника.
Рядом ово-языческое культовое сооружение. Нужно задобрить духов. Штурман привязал ленту с российским триколором. Каменистый горный грейдер постепенно сменился многоколейной, пыльной грунтовкой. Трасса пошла по широкой степной долине ограниченной далёкими горными хребтами. Весь остаток дня мы гнали по степи, оставляя за собой длинный, густой шлейф пыли. С редким встречным транспортом старались разъехаться подальше, чтоб не попасть в его пылевое облако. Не всегда это было возможно, тогда закрывали окна, включали рециркуляцию воздуха. Но это не спасало. Мелкая как тальк пыль проникала в салон. В п. Алтай приехали в сумерках, отмотав за день 400 км. Поверь читатель, это хороший результат. Ранее бывалые писали, что дневной пробег в этих условиях составляет 250-300 км. Перед Алтаем дорога имеет асфальтовое покрытие пару десятков километров. Алтай мне не понравился, та же совковая застройка, 50-60х годов. Заселились в гостиницу в центре, напротив городской полиции. Машину оставили под окнами. Очень хотелось кушать, пошли пошукать едальню вдоль пустой улицы. Навстречу попадалась пьяная молодёжь. Пройдясь туда-обратно, зашли в нечто напоминающее кафе с караоке (у нас нечто похожее встречается в глухих, депрессивных посёлках). Войдя внутрь, оказались в тамбуре разделяющего два помещения. Из одного сквозь дверь неслась музыка и пьяные голоса и вопли, из другого запах кухни и тишина. Заходим, в полумраке тусклой светосберегающей лампочки осмотрелись, народу мало. Сели, я хотел заказать буузы, но их не было, заказал нечто с рисом, салат, отдалённо напоминающий наш «столичный» и чай. Нечто ( меню на монгольском), оказалось внутренностями козла или барана. Салат видимо слишком давно ждал нас, но не дождался и начал прокисать. Поев без удовольствия, выпил своеобразный чай по монгольски-подсолёный зелёный чай с молоком и жиром,вроде ничего на вкус. Завтрак себе готовили сами.
ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ
Дацан в п.Алтай.
памятник монгольскому солдату связисту.
вид на центральную площадь.
памятник местному батыру-чемпиону.
местный краеведческий музей.
Стелла с дорогой от п.Алтай до столицы Улан-Батор.
Утром прошлись по посёлку и двинули на восток. Снова пыльная степь, колеи грунтовок то веером расходятся по степи, то сходятся пересекаясь.
По пути встречаются стада скота, пастухи, юрты.
Яки.
К вечеру дорога привела на берег реки, которую предстояло пересечь вброд.
По берегам стоял различный автотранспорт, готовились к переправе. Был и трактор на готове. Река довольно широкая, с приличной глубиной (монгольский пацан показал уровень воды, проведя пальцем по пыльному борту «паджерика» чуть ниже дверных ручек) и бурным течением. Русло из галечника и гравия, но еле видны следы перехода, причем по диагонали, а с нашего берега получается ещё навстречу потоку. Думаем ногами нащупать фарватер. Малолетние монголы что то лопочут, хитро улыбаясь и показывая вниз по реке от наезженного брода. Подозреваю, хотят подвести нас под трактор. На противоположном берегу началось какое то движение. Пошёл трактор, потащил на тросе легковушку, вода заливала ей капот. За ними прошёл ПАЗик . Примерно заметили траекторию, решили рискнуть. Подключил передок, включил понижайку и пошёл. Главное не сбрасывать газ. «Паджерик» погрузившись по фары, подняв перед собой бурун из воды, потряхиваясь на камнях, попёр вброд. За нами наблюдали десятки монгольских глаз. В голове одна мысль: не опозориться, не хлебнуть бы воды, не заглохнуть и встать посреди бурного потока. Внедорожник не подвёл, прошёл с честью. Выбрались на берег, оказалось это промежуточный островок и пришлось опять окунаться вброд, но в этом месте уже было легче. На противоположном берегу повстречали чехов на легковушке или кроссовере (не помню), определил по флагу, который они крепили на багажнике. Рванули дальше. Проехали посёлок на берегу ещё одной речки. Пересекли её по ветхому деревянному мосту, свернули с дороги, проехали вдоль русла в поиске места для ночёвки.
Встали на берегу. Ужинали уже в сумерках.. В темноте невдалеке проезжали монголы на мотоциклах, останавливались, потом уезжали. Наверно хотели заглянуть в гости, но стеснялись без приглашения.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
Степь да степь кругом, путь далёк лежит. Гонка продолжается, местами разгоняемся до 80 км/ч. Видим, впереди стоит 70-ка TLС, возле неё люди. К нам направляется монгол, машет руками, останавливаемся. Спрашиваем: Что случилось? Монгол кивая в сторону джипа, повторяя: гайк, гайк, показывает болт. Лезу в ящик на багажнике. Там, среди инструмента в коробке с крепежом, находится подходящая гайка. Все довольны. Монгольские направления развинчивают даже такие крепкие внедорожники как тойотовские «крузаки».
К полудню слегка похолодало.
Стали чаще попадаться участки строящейся федеральной трассы, кое-где со свежим асфальтом, но въезды перекрыты насыпями камней. Днём вышли на асфальтовое шоссе и вскоре встретили новую достопримечательность.
Нечто вроде пантеона или святилища посвящённое монгольским лошадкам-чемпионам.
Памятник, именные таблички, божок за стеклом. За колоннадой на земле ряды выбеленых временем лошадиных черепов, повидимому тех самых чемпионов. Мир праху.
Подъехали к отвороту на г.Хархорин, до него около 90км. Хархорин, как известно, бывшая столица царства Чингисхана. Мы не могли проехать мимо и не заехать. До шлагбаума перед городом доехали быстро по хорошему асфальтовому шоссе. Заплатили 500 тугр., двинули дальше, и тут началось. Как будто недавно здесь была продолжительная бомбёжка, вместо дороги яма на яме, с островками асфальта. Я думал, что мытарства позади, рано радовался.
Не понимаю, как можно по такой дороге возить местных и иностранных туристов в исторический центр. Десять километров «трэша» позади, и мы вкатились в город.
Вечерело, пора подумать о ночлеге. С гостиницей не получалось (тугриков не хватило, а доллары не брали), поплутав по частному сектору, набрели на кемпинг с гостевыми юртами на окраине.
О! Наконец заночуем в настоящей юрте за 15000 тугр. В юрте три кровати, столик и железная печка, удобства (умывальник, душ, туалет) в отдельном строении метров за 50.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
вид на Хархорин.
памятник империи Чингисхана.
С утра экскурсия по историческим местам. Покупка сувениров. Смотреть кроме древнего монастыря с монахами, да памятник империи Чингисхана нечего. Городок, а вернее посёлок живёт за счёт туристов, продажей псевдодревностей (цену сразу называют в долларах). За всё путешествие не встретили не одного русского, немцы, австралийцы, испаноязычные, даже с русскоговорящим китайцем пообщался.
Древний столичный Дацан . Огромное поле огороженное крепостной стеной из глинобитного кирпича, половину которого занимают различные постройки культового назначения и хозяйственного тоже, другая половина- пустырь. Входы всех зданий обращены на восток, по фен-шую наверное.
Центральный вход.
Центральный вход изнутри.
Впереди Улан-Батор, конечная точка нашего путешествия. Дорога до столицы это асфальтированное шоссе, но попадаются колдобины и довольно большие. Так что расслабляться не стоит. Вдоль дороги частенько встречаются продавцы кумыса. Штурман решается отведать, я не рискнул, берегу свой желудочно-кишечный тракт. Если что, хоть кто-то будет на ногах, кроме того, я за рулём.
Издалека уже виден г.Улан-Батор, город расположен в низине между гор. При подъезде ближе транспортный поток увеличивается, движение замедляется. Город встречает обширной промзоной, заводы и фабрики ещё советских времён. Прямая дорога в город перекрыта, расширяют, меняют покрытие. Все едут в объезд через промзону, мы движемся в общем потоке. Та же история что и перед Хархорином, деньги берут за «фронтовые» как бы дороги. Петляя по межзаводским проездам в пыли и тряске, выезжаем на центральную улицу Сеул, которая тянется через весь город. Карты города у нас не было, ехали наугад. Надо найти гостиницу и пообедать. Паркуемся, первым делом в банке меняем рубли на тугрики, заходим в кафе, где мне, наконец, удалось отведать буузы. Вкусно, сытно и недорого. Вокруг совковая застройка, обшарпанные «хрущёвки», раздолбанный асфальт, грязновато. Едем в центр, в районе площади Сухэбатора сворачиваем налево, видны современные высотки отелей, подъехав, иду узнать стоимость номера с охраняемой парковкой. Двухместный номер стоит 145000 тугриков. Едем дальше. Через километр, слева по ходу вижу отельчик, вполне приличный с виду, с огороженной стоянкой. Иду узнавать про ночлег. На ресепшене девушка не понимала ни русского, ни английского. Я думаю, здесь живут одни монголы. Кое-как объяснившись, беру два люкса по 25000 тугриков. Джип ставят в подземный гараж под зданием отеля. Отель вполне приличный, есть кафе, в номере все удобства, минибар, телевизор со спутниковыми каналами, главное широкая кровать. Вечером решил пройтись по городу, до центра пара километров, улица от отеля ведёт прямо к центральной площади, заблудиться трудно. В 9 часов уже стемнело, на улицах полно машин, натуральные пробки. Манера движения монголов на авто это отдельная песня. Воздух насыщен выхлопными газами так, что ест глаза. Я не шучу, смог отчётливо виден в свете фар. Видимо дело в том, что находясь в котловине, город плохо проветривается. Вечером на улицах много народу, в многочисленных кафе играет музыка (в т.ч. наша попса 90-х). Выхожу к площади Сухэбатора и жалею, что не взял камеру, здания неплохо подсвечены, можно было бы поснимать. На площади и прилегающих улицах полно народу. Прошёл туда-сюда, зашёл в бар отведал местного пива. Горожане играют в бильярд, поют в караоке. В общем нормальный вечер в крупном городе, напоминает конец 90-х , начало 00-х у нас. В столице довольно много молодёжи, много хорошеньких монголочек. Жаль не с кем выпить, поговорить (штурмана Павло оставил в гостинице, надо отдохнуть друг от друга). По пути в гостиницу зашёл в магазин купил водку «Чингисхан». Нашу водку я давно не пью, не та уже водка ( говённый ректификат), но монгольская водка очень хорошая ( чистый дистилят) пьётся легко, с удовольствием.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ.
Утром по плану выдвигаемся в центр, осматриваем достопримечательности с посещением краеведческого музея, покупка сувениров. Пообедав уже в 5 вечера, мы попытались выбраться из города. Это удалось нам не сразу, сначала мы пытались проехать тем же путём, как въехали: через промзону, но заблудились. Ведь тогда мы ехали в общем потоке, а теперь ориентироваться не на кого. Короче, город не отпускал. Вернулись на окраину, от навигатора толку мало. Спросили какого то дедушку как отсюда выбраться восвояси. Он на ломаном русском указал направление по второстепенным дорогам (козьим тропам) по склону горы. Врятли я смогу красочно описать этот супертрэш как мы покидали столицу, это надо пройти самому. Короче, каким то чудом, совершая рискованные маневры, уворачиваясь от неожиданно выскакивающих влоб машин из клубов пыли, прорвались через окраинные узкие улочки и дворы, через коллектор под жележной дорогой наконец, выбрались на оперативный простор. Доехать к границе засветло, как планировали, не получалось. Заночевали в г.Дархан, в пррожной гостинице. Гостиница громко сказано, просто многокомнатная квартира или из двух объединённых квартир на первом этаже жилой многоэтажки, с отдельным выходом.
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ.
Утром подкатили к пограничному переходу в п. Кяхта, миновали большую очередь монгольских челночников на разнообразном транспорте. Как иностранцы мы имели приоритет, но ждать пока запустят на территорию терминала, пришлось долго. Пока прошли монгольскую таможню, пока нас мытарили наши российские пограничники: проверяли, досматривали, прошло полдня. И вот мы едем по родной земле, впереди оз. Байкал. Надеемся заночевать уже на побережье. Но это уже следующая история.
ПРИМЕЧАНИЯ:
О монгольских направлениях.
Нет дороги, нет и дорожных знаков, вместо них камни. Большой камень на обочине-будь внимателен, кучка камней- опасный участок или крутой поворот, короче, что угодно. На шоссе размётка на полотне дороги не соответствует дорожным знакам. Например: Нарисована прерывистая разметка, разрешающая обгон, и тут же знак «обгон запрещён». И наоборот.
О монгольских водителях.
Манера вождения монголов своеобразна. При обгоне сзади едущий водитель, начинает сигналить светом и звуком клаксона, при этом поворотники не включаются в принципе. Это как на шоссе, так и в городе. При перестроении, поворотах и остановке поворотники, разумеется, не включаются. Приоритет имеет более дорогая машина или джип. Понятия разделительной полосы не существует, разворачиваются где хотят. Но лихачей не много, не гоняют как угорелые, а мы не встретили ни одного дорожного полицейского инспектора.
О монгольском транспорте.
В основном, как уже до нас писали, это лифтованная Тойота Ленд Круизёр 80-й серии, 100-ки. По моему, в Монголии самое большое количество 80-ки на душу населения. Джипы, как правило, в хорошем состоянии и прилично снаряжены. У большинства на крыше экспедиционные багажники, силовой обвес, доп. свет, шнорхели. Резина вседорожная, как правило, 33-х дюймовая. Запаски сняты с дверей и калиток и закреплены на багажниках, думаю, что на трясучих монгольских направлениях тяжёлые колёса расшатывают петли дверей и калиток. Лебёдки не очень распространены.
Среди прочего транспорта, преобладают японки, в основном тойоты, есть корейки, американцы.
Ранее писали, что монголы используют наши ЗИЛы и УРАЛы доставшиеся от советского наследия. Лично я редко видел наши грузовики, в основном корейские и китайские марки грузовиков. В итоге, как не прискорбно, российский автопром теряет позиции в Моноглии под натиском китайского и корейского.
Вместо эпилога.
На мой взгляд поездка получилась, в целом, неплохая. Мы не стали усложнять маршрут по многим причинам, сказанным выше, а главное: Для сложных маршрутов нужна не только более подготовленная машина, но и проводник из местных, знающий интересные места, засадные места и пути их обхода. В Монголии есть еще что посмотреть и где побывать. Я надеюсь, что обязательно вернусь. Прежде всего, хочется пройти северным путём на оз. Хубсугул. Лучшее время для поездки в Монголию я считаю август. Тепло, солнечно и сухо, пусть пыль, но это лучше чем месить разбухший от дождей суглинок. Вода в реках уже спала до приемлемого уровня и русла вполне проезжаемы.
Общее впечатление с политической точки зрения такое: Монголия постепенно отдаляется от России, ориентируясь на Китай и Южную Корею. Молодёжь (я про столицу) практически не понимает по русски, правда по английски они тоже плохо понимают, но это пока. Китайские и корейские специалисты вытесняют наших со всех ключевых позиций. Например — дороги строят корейцы. Очень жаль что нынешнее руководство РФ не дооценивает стратегическое положение Монголии в геополитическом плане.
Конец первой части.
КОРОТКАЯ ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Байкальская часть экспедиции получилась короткой, начинало поджимать время. Надо ещё родственников на Урале навестить. На пути к столице Бурятии посетили Иволгинский Дацан. Красочно конечно, но новодел не так впечатляет как древние постройки Каракорумского монастыря. Миновав Улан-Уде решили пройти восточным побережьем до Святого Носа. Сначала приехали в район дельты р. Селенга, встали на пляжу где-то между п. Дулан и п. Энхелук. На следующий день вернулись немного назад по грунтовке через горы к берегу р.Селенги проскочили деревни с характерными названиями «КОМА» и «ОСТРОГ». Родился в Коме, жил в Коме, и умер, соответственно, в Коме. Простите за каламбур. Деревни эти соответствуют своим названиям. Заправились в Турунтаево и в общем потоке отдыхающих покатились на местный курорт Турку. Дорога представляла собой череду участков с асфальтом и без. Идет активное строительство трассы в зоны отдыха трудящихся. После Гремячинска побережье плотно засижено отдыхающими после трудовой недели. Нашли и для себя неплохое место стоянки. Ну вот и всё. Завтра домой.
А фотки где ?
ВСЕ ЗДОРОВО! ЗАВИДУЮ! ЖДУ ОТЧЕТОВ О ДРУГИХ НАБЕГАХ НА ДРУГИЕ СТРАНЫ!