Фото

P1030109_256_1 IMG_5209 54120_900 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Разделы

Веткоотбойники - 2 тросика, натянутые от крыши к кенгурятнику по бокам. Предотвращают удары веток по лобовому стеклу и лицу высунувшегося из окна штурмана.
Сергей Доля

Абхазия (часть 1).

В Абхазию для воссоединения с основной группой мы ехали 2мя машинами. Это моя (полное семейство с детьми) и Opel Сереги Nickel из Питера (Сергей и Юля). Встречались мы на выезде из Ростова. Честно говоря я довольно сильно опоздал из-за того что не могли найти паспорт жены. Но наши новые друзья стерпели это, за что им огромное спасибо! Мы в конечном счете решились ехать без пасспорта, имея только загран паспорт, у которого срок действия заканчивается в августе, в надежде, что нас пропустят. Таким образом наше путешествие началось!


Выехали мы часиков в 8 вечера, и рано утром уже были в Адлере. Здесь у нас была запланированна ночевка (так как у второй машины был к этому времени уже очень длинный перегон), после чего старт рано утром на границу и заезд в Абхазию.
Честно говоря Адлер просто убил. Пробки, стройки, толпы народа. Море грязное, серого цвета, на пляже негде сесть. Совсем не понимаю, как люди могут сюда приезжать отдыхать. И как здесь вообще можно отдыхать.
Потрясает объем строительства и новые дороги/туннели. И это только в Адлере.  Что творится на Красной поляне у меня фантазии не хватает вообразить.

 

Вечер в гостинице. За знакомство!

На утро попытались выяснить у местного как проехать на новый пост таможни, не заезжая в город.

Таможню проскочили за часа полтора. И сразу колосальные перемены бросились в глаза. Тишина, пустота, отличные дороги и прозрачное море за обочиной. Это обычная дорога в абхазии. Загруженность чуть меньше обычного.

Остановка в Гаграх. Для прокладки маршрута, решения вопроса с местной сотовой связью.

Мост длиной наверное почти километр

 

Типичная дорожная обстановка на дорогах. Многочисленные коровы и лошади стоящие на дороге расслабляться не дают.  К слову, мы за малым ночью чуть не сбили лошадь. Спасибо встречке, что успели моргнуть и предупредить.

Понятия «сплошная» у местных не существует в принципе. Мне приходилось объезжать коров через сплошную на глазах у гаишников — они это за нарушение не засчитали. Но за обгон через сплошную у русских отбирают права.


Доехав до места лагеря мы попали на похороны. Умер брат хозяина дома, где предполагалось жить. Встретившись с основной группой было принято решение ехать на пляж. А на пляже было решено остаться с ночевкой до утра — типа ради экзотики.

Наш маленький лагерь:

Наш пляж:

С обеих сторон он был огорожен впадающими в море речками. Речки делали морскую воду более прохладной и менее солёной.

 

Вечером была посиделка с шашлыкингом за встречу и за знакомство!

Пробы местного вина, и просто дружеская компания.

 

Следующий день.

Ночь, со слов Сереги, была крайне неспокойная. Я сильно храпел после шашлыкинга, кто-то лазил около машин. Но я спал как убитый и это уже потом рассказали, что Серега всю ночь за всех переживал и следил. Ему еще раз спасибо!
Утречком мы еще покупались. Море было слегка мутное. Вообще оно у нас постоянно менялось. То течения в разные стороны, то волны, то чистое, то мутное, то листьев принесло…

Пляжная собака улыбака. Поначалу вела себя крайне скромно и учтиво. В последствии осмелела до полной назойливости.

Неспешно собрали лагерь и отправились заселяться в дом.

После чего была предпринята вылазка на смотровую гору над Гаграми.

Путь наверх:

Собственно на самый верх (куда гоняют экскурсии) мы не поднялись, потому что нас запугали местные плохой дорогой. На верху предполагались альпийские луга и еще один вид на побережье. Луга у нас предполагались завтра при заезде на Псху. Плюс к этому, у Славика в машине перегрелась релюшка бензонасоса. Ну и в общем мы не поехали дальше.
Но даже смотровые площадки, которые были по пути еще на асфальтовой дороге открывали очень красивые виды.

Вид с первой смотровой плащадки:

По пути на вторую смотровую попадались такие грузовички.

Штурман у них сидит не в кабине, а снаружи на бампере.

 

Вторая смотровая площадка:

Серега фотографирует:

В Абхазии встречаются и такие автомобили. Это рядом со смотровой площадкой было снято:

Подъезд на поляну:

На полянке:

 

Конечная точка нашего подъема. Выше мы уже не поехали. Судя по брошеному крану — когда-то дорога здесь была получше, чем в наши дни.

После спуска со смотровой основная часть группы решила заехать и прогуляться по Гаграм. Я и Серега решили ехать домой на пляж. Потому что гулять по гаграм без пива мне не интересно, а жена боится водить машину по их трасссам. И вообще, мы еще только недавно приехали из «вавилона» и нас тянуло на пустынный пляж а не в многолюдный город.
Уже по пути Юля предложила заскочить в форелевое хозяйство и разжиться чем нибудь вкусненьким. По пути попадались купающиеся в запрудах буйволы.

 

Заезд на форелевое хозяйство пролегал через небольшой мостик

Кругом традиционно пасутся лошади:

Правда нас задушила жаба, и форель мы не купили. Потому как стоила она недешево. Как сырая/живая так и уже приготовленная.
Так прошел еще один день нашего замечательного путешествия!

 

Следующий день.

Далее много текста, так как день был очень насыщенным и сложным. У нас была запланирована экспедиция на озеро Рица, минеральный источник Адхара, и далее через перевал на деревню Псху. Где предполагалась ночевка на полянке. Утром перед стартом к нам должен был присоединится одноклубник Nazaret (Назар) из Сочи. Заезд бы длительным — выехали мы утром, приехали уже под вечер. Протяженность что-то около 40 км по бездорожью и километров 30 по асфальту.
Утром нас разбудил Славик, сообщив что мы проспали.  На самом деле у меня был заведен будильник, и мы не проспали. Просто накануне, Назар оповестил, что приедет раньше оговоренного, но мы об этом не знали. Пока мы наспех протирали глаза и чистили зубы, основной состав уехал вперед, на закупку провианта.
Далее с помощью рации мы отыскали друг друга на трассе, воссоединились с группой и выдвинулись в путь. Дорога проходила вверх по серпантину вдоль речки.

На речке местами встречались подвесные мосты.

Далее дорога упирается в КПП заповедника Национальный Рицинский парк. Въезд в заповедник платный, просто так сгонять на озеро, искупаться не выйдет.

Следующая остановка была около живописной скалы, нависающей над дорогой.

Назар с супругой

Заехали на Гегский водопад (или водопады). На въезде на водопад висит кирпич с табличкой под ним «кроме автомобилей повышенной проходимости». Висел такой знак там не спроста. Т.к. я в такой экспедиции, да и вообще, на бездорожье в горах первый раз, дорога для меня была достаточно сложная — узкий крутой каменный серпантин. С одной стороны скала, с другой местами сразу обрыв. Сама по себе дорога — это очень крупная гравийка и местами большие валуны, отполированные колесами и остальными частями автомобилей :). И очень много встречных экскурсионный уазиков. Вот они то и успокаивали — типа если перегруженный лифтованный уаз проехал, то и я должен пройти. Плюс ко всему этому — еще жара под +40 и духота…

Добрались.

Тут у нас разрядился фотик. И мы совсем ничего не сфотографировали. Есть только фото Назара и Серегины. Сам по себе водопад большой по высоте. Я даже не ожидал, — обычно привезут тебя на экскурсии на водопад — а там ручей с 3-х метров падает. Неинтересно… А тут серьезный водопад, высокий, широкий, и рядом еще в скале громадный грот, в котором тоже вода течет с потолка со всех дырок.

Гегский водопад. Слева в зарослях начинается вход в грот.

Под водопадом. Камни внизу острые, стоять не удобно, а вода почти ледяная. Залезть ближе прямо под струи сложно. Да и бьются они ой как больно!

Грот большой, очень большой. В нем отовсюду течет и капает вода.

Вид из грота на водопад:

Вода ледяная, в жару и пить приятно и в брызгах стоять. В грот мы слазили, в водопаде выкупались, воды попили. Для полного праздника не хватает цыган с медведями и скрипаками. Но на скрипках мы и сами умеем, а вот с ручными медведями не каждый день встречаешься:

И двинули дальше. В дороге пригодились панорамные люки наших машин. Можно было вылазить, фотографировать, ехать любоваться красотами сверху и по сторонам.

Утесы по дороге:

Японский автомобиль Назара:

Малые куда то убежали.

На штурманском месте паджеры

 

Далее еще подъем, и собственно озеро Рица.

Я давно мечтал его увидеть. Но видимо из-за того, что я с Иркой и Серега с Юлей достаточно долго проторчали на Гегском водопаде, а остальные нас ждали, на озеро Рица предлагалось уже не заезжать и сразу переть вверх на перевал. Мы уговорили всех участников быстро-быстренько 1 разочек искупаться и тогда уже ехать дальлше. Мы заехали на пляж, форсировав впадающую в озеро речушку (за что были обруганы местной полицией) и выкупались.

С фотографий и рассказов знакомых это озеро мне казалось ледяным и непрозрачным/мутным. На самом деле оно просто прохладное, и прозрачное. Из-за своей большой глубины дна в нем не видно. Вода голубоватая.

Далее выезд, и дорога на минеральный источник. Основной и самый сложный участок пути еще впереди, но некоторые уже утомились :). К слову сказать Маша очень достойно водит своего джипа, в том числе и по бездорожью!

Назар вернулся вниз на озеро за коньячком, мы стоим, ждем его.

Дорога пока еще асфальтовая но ухудшается по мере подъема вверх, чередуясь кусками гравийки и выбоинами. На выезде я в машину взял туриста пассажира — молодой парень Миша. Он с рюкзаком хотел подняться на Адхару. Узнав что мы едем на Псху, попросился с нами до конечной точки маршрута. Решили его подбросить. Знал бы я какая дорога нас ждет впереди, не взял бы…

Заскочив на минеральный источник, набрали железной воды. Посмотрели горную речку, передохнули и поехади дальше.

Вид сверху на базу отдыха на источнике

Дорога стала похуже и местами уже страшноватая. Мне причем нормально, я на дорогу смотрю, а жена смотрит на провалы на поворотах, и ей слегка не посебе начало делаться. В процессе почти ничего не фотографировали. Все были заняты своими делами. Да и подустали уже.

Уже на финальном подъеме перед перевалом у меня загорелась лампочка перегрева коробки. После чего была подключена пониженная и машина взобралась на перевал. Пока стояли ждали охлаждения корабаса дети забрались на камушек:

На перевале есть конюшня.

С использованием коней проводятся экскурсии на поляну 7-ми озер. Мы сделали фотографий и двинули дальше на Псху.

 

Вид с перевала:

Вид с перевала в другую сторону:

Дорога пошла вниз, и началось уже совсем почти бездорожье. Местами каменный триальчик, разбитые грунтовки с валунами, броды, крены и перекаты с бугра на бугор. Для меня такое впервые, и ехать было сложно. Ехали мы долго и нудно. Сначала я думал что стоковая машина здесь ехать не может. Потом думал что машина не может в принципе так долго ехать по такой дороге и в таком режиме. Но паджерик пер вперед, временами цепляясь защитой за валуны. На сложных участках фото не делались — не до того было. Временами вперед выбегали наши фотографы и снимали броды и красивые моменты, но что-то пока их фотографий не видать :(. На моих же Ирка сняла только обычную грунтовку…

Пассажир уже совсем притих и держался 2-мя руками.

P1010877

Под конец маршрута, поняв, что здесь мы не встретим уже не то что гаишников, а даже встречные машины, я начал потягивать пивко и дорога сразу стала повеселее. Назар на это заявил что он уже собственно давно 🙂 не напрягается.

Маленькая стоянка. Лифт машины Назара конечно поражает. И его высказывания — «там обычная гравийка и несколько мелких бродов» правдоподобны :).

Дальше уже совсем не фотографировали, вечерело и в лесу стало уже досаточно темно, чтобы снимать на ходу.

По дороге встретился приграничный пост, где всех в журнал записали. Я чуть не забыл про пассажира и мог быть обвинен в шпионаже :). В конечном счете мы прибыли в деревню Псху. Очень удаленный, труднодоступный населенный пункт. Заказав у местных горного меда (я так полагаю сюда сахар сложнее привести, чем мед натуральный сделать), сыра, отпробовав чачи (не понравилась) мы двинулись на полянку устраиваться на ночевку.

Дети первый раз чамостоятельно поставили палатку. В процессе поругались друг с другом :).

Разбив лагерь, поужинав, все собрались у общего костра. Втыкать на звезды, давать интервью для будущего фильма, общаться и отдыхать. Вечер после долгой дороги был отличным! Дружеская обстановка, костер, небо из миллиардов звезд, тишина. И  мы почти «у черта на куличках». Мне очень понравилось!

Следующий день

Но все рано или поздно кончается, и утром нам нужно было возвращаться. «В жилье, нанятое за деньги» (с) :).

Во время устренних сборов к нам в гости зашли хряки. Я так думаю, мы заняли их любимую поляну, и они бесцеремонно расхаживая, всем своим видом пытались нам это показать.

В это же время пролетел по небу кукурузник.

Слава говорил, что на Псху есть полевой аэродром, и вот видимо туда он и летел.

Собрав лагерь, мы двинулись в село.

Нам нужно было выкупить заказанные накануне продукты и спуститься вниз в наш лагерь на берегу моря. Собственно, по пути мы и встретили пролитевший мимо нас самолет.

Он вообще у них что-то типа маршрутки. Возит пассажиров, провизию и все такое. Учитывая дорогу — думаю, самый простой, и может быть даже самый дешевый способ сюда добраться для иноземцев. Выкупив все вкусняшки у местных жителей (я уж не знаю кто как, а такого мёда я даже в жизни не пробовал) мы начали продвигаться к цивилизации. Пока велась торговля и все такое, Ирка разговорилась с местной женщиной (это та, у которой мы мед брали). Она оказалась акушеркой местной. Гооворит, деревня полностью отрезана от мира в зимний период. Снега много, чистить его не вариант, и самолет сесть не может. Т.е. роды/мед помощь и все прочее — иключительно своими силами. Мужыки особо по хозяйству не помогают (ну в нашем понимании). У них охота, горы… Короче жить там непросто.

Уже почти стали выезжать из деревни, одна из местных — тётенька пропросила уазик перекатить в соседний двор-лопнул патрубок охлаждения. Ну стали пробовать, а у него раздатка заклинившая. Ну и она выдает — да я тут сама приехала накануне в одиночку на нем. Походу и раздатка то заклинила в дороге. Отсюда и двигатель перегрелся, и патрубок лопнул. Короче люди там суровые живут. Мы командой ехали и как-то было не легко и не по себе (ну мне по крайней мере), а тут значит одна тетенька проехала не сильно то напрягаясь… На уазке, который помер по приезду. На фото он стоит справа сзади.

Дальше долгий пергон. Я был не выспавшийся, дорога тяжелая, но уже знакомая. Фоток не делали, надеялись на наших более опытных товарищей. На маршруте был сложный участок  размытый речкой и каменным триалом. Чего-то я там даже побуксовал со всеми блокировками. На видео должно быть.

Традиционные коровы на дорогах Абхазии:

 Вид с перевала

Вид с перевала в другую сторону

 

На перевале мы поднялись на смотровую площадку. С нее начинался путь на долину Семи озер. До них идти далеко, и никто не решился туда отправится. Зато наделали прикольных фотографий.

Внизу видна дорога и сам перевал. А также ларек марек и все такое :).

Слава:

 

Чуть ниже перевала попался местный колоритный абхазец. Он предлагал катание на лошадях.

Но у нас свои лошадки :), бензиновые (и 1 дизельная). И не знаю кто как, а я на сегодня уже накатался сполна — хотелось поскорее домой и на пляж!

Спуск был уже вроде и не сложный, скоро начались дыры от асфальта, а потом уже и сам асфальт. По дороге в моей машине что-то застучало уже совсем конкретно и я запросил помощи по рации у команды. Стук звонкий, металлический, достаточно высокочастотный, издается спереди. Проявляется больше под нагрузкой. Я уже стал думать нехорошее и сердце скатилось ближе к педалям. Остановились, я проехался мимо, все слушали. Потом Виталик со мной проехался, потом проехался за рулем. Нифига не нашли. Было принято решение спускаться до Рицы. Еще чуть дальше обстановка разрядилась — путем «научного тыка» было установлено, что стук пропадает при отключении передка. Часть камней с души осыпалась, хотя настроение всеравно было не айс — передок тоже вещь нужная и на дорогах просто так не валяется. Плюс к этому, подклинивал суппор справа, и при торможении машину ощутимо стягивало на обочину.
Но по дороге заехали снова на Рицу. Выкупались. Местный джипер на паджере пропорол гудрича сбоку (совсем чуть чуть). Просил хоть что-либо починиться. Ему был задарен флакон с антипроколом. Но я был в депресняке, помогать уже не пошел. Сам он похоже не справился, и поблагодарив укатил домой на запаске. Вообще по дороге на Псху среди камней было боязно за покрышки. Я думал что если не вспорю, то истрепаются они в лахмотья. Но мудричи себя проявили крайне стойко!

Еще когда наверх ехали  накануне, договорились, что на обратном пути остановимся у этого озера, сфотографируемся. Озеро голубое, очень красивое. Вода в него стекает по скале

Это почти натуральный цвет воды (ну насколько это можно было снять на мою мыльницу вечером).

Озеро глубокое, почти сразу около берега глубина растет быстро, и дно скрывается в голубоватой бездне :). Рядом местные торгуют всяким.

По итогам заезда — потерян колпак с диска, стук в передке, проблема с тормозами (кругом блин серпантины, ага), и сломавшаяся рация. В дороге у нее открутилась антена. Я думал, что она сгорела из-за этого. Уже позже, дома в Таганроге, нашел причину: — она переключилась из пятерок в нули. Сейчас вроде работает. Но в Абхазии, до конца отпуска я остался без сибишки. И как только люди вообще ездят без рации? 🙂
Из приобритений — большой опыт езды по горам, по долам, и бродам. Гордость за себя — мы сделали это! Красивейшие места и виды! Прикольная ночевка! Море впечатлений! А также был куплен наивкуснейший горный мед, и домашний сыр.