Фото

2014222135858 IMG_9294 72339_900 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Разделы

Если засада крепкая - не ленитесь 'повесить' блок. Если засада очень серьёзная, то блок может уже и не помочь. Нужно думать! Первый помощник лебедки - хайджек. Иногда достаточно немного приподнять машину и она начинает вытаскиваться лебедкой! В большинстве случаев тянуть можно прямо на поднятом хайджеке.
Андрей Форосенко

Экспедиция «Большой Кавказ 2012» (часть 1)

Введение

Об этом путешествии мы мечтали два года. В 2010 году все прошло слегка сумбурно, наш экипаж очень приблизительно представлял, где мы едем и куда. На Кавказе, да и вообще в горах, мы были впервые, и хотя времени было немного, места сильно зацепили, хотелось остаться подольше. И мы решили, что в следующий раз подойдем к путешествию более проникновенно, а не просто будем следовать хвостом.

Путем совместных с другими экипажами дискуссий, было решено эту экспедицию поделить на две условных части. Первая – путешествия в районах Теберды и Архыза, вторая (уже традиционно для этой экспедиции) – заезд в Абхазию, пляжный отдых с периодическими радиальными вылазками по местным достопримечательностям.

7.07.2012

Мечты о поездке не давали спать уже за неделю до отъезда. Вместо запланированного подъема в 2 часа ночи, проснулись за час до будильника и уже не могли уснуть. Наш экипаж выехал из Твери около 2:30. Ленинградка и МКАД не сильно загружены в это время. Мы бодренько доехали до Москвы, встретились на МКАДе с экипажем play_angel67 (Опель Фронтера, Слава и Аня)и двинулись дальше. Около семи, уже на М4, встретились с экипажем Либерти (Джип Либерти, Сергей и Маша). Начальный состав был в сборе, впереди много километров пути. Первый участок платной дороги работал в тестовом режиме и задержал нас буквально минут на 5. А вот перед вторым, что перед Воронежем, образовалась приличная пробка. Дальнобойщики сговаривались и отжимали любителей езды по обочинам, и вскоре движение вообще встало. Мы развернулись, съехали на старую дорогу, навигатор даже нашел путь объезда, но дальнобойщики по рации надсмехались над нами и такими же как мы, кто ехал по навику. Вскоре мы выяснили почему: дорога провела нас вокруг въезда на платный участок, повернула на грунтовку и привела к обрыву, за которым шла основная трасса. На спуске с обрыва висел пузотер. Пузотер вытащили, по обрыву спустились без труда (хотя моя жена очконула на спуске), за нами проехал аутлендер. Мы довольные, что объехали пробку и не платили за въезд, двинули дальше. Как потом оказалось, оплату проверяют и на выезде, так что халявы не вышло. Затем постояли на окружной Воронежа, дорога стала местами портиться, пошли однополосные участки, затруднения и пробки. В одной из пробок перед деревней Тарасовка, в кругах дальнобоев называемой П#дарасовкой за многочасовые пробки, от тех же дальнобоев мы узнали, что Крымск смыло, стало стремновато, хотя мы не совсем в те края собирались. Худо бедно, за полночь мы въехали в Краснодарский край, на посту нас никто не смотрел. Остановились в поселке то ли «Веселая жизнь», то ли «Сахарная балка». А может это одно и то же. Долго искали мотель со свободными номерами. Спать легли глубокой ночью: ребята в отеле, наш экипаж в машине, на стоянке за 50 рублей. Ну не зря же я в багажнике спальные полки мастерил 🙂

8.07.2012

Утром нас ждал Кавказ. После утренней заправки, Фронтера не захотела заводиться. Выяснилось, что окислилась клемма на аккуме. Зачистка и протяжка соединений решили проблему. Позже была куплена и установлена новая клемма. Мы двинули на Кисловодск, в село Красный курган. Там нас ждал Ахмат – очень гостеприимный хозяин, знакомый нам с прошлой поездки, один из организаторов фестиваля «Ледниковый период» и просто очень хороший человек. Около пяти вечера мы прибыли к Ахмату. Хозяева усадили нас за стол, накормили хычинами, напоили чаем с тортом. До темноты оставалось еще время, и мы решили посетить место под названием «Медовые водопады», благо до него было ехать менее 10 км по хорошей грунтовке. Здесь началась наша фотосессия.

После непродолжительной прогулки нас застал дождь. Прекращаться он явно не собирался, и мы поехали в Кисловодск, в гостиницу, которую рекомендовал нам Ахмат. Приняв душ, мы отрубились спать.

9.07.2012

Дождь не прекращался. Периодически он стихал, а потом снова принимался лить. Долго не могли добудиться ребят. Позавтракав, выехали с опозданием от графика. По пути дождь кончился, но было пасмурно. В Черкесске нас ждал экипаж ColdRain (НМПС, Сергей с двумя удалыми хлопцами Пашей и Сашей). Встретились, познакомились, пошли за пропусками. Сергей уже получил, пока ждал нас. Его заявления, отправленные заранее факсом, были утеряны погранцами, пришлось писать заново, и пропуск был сделан сразу. Аналогичная история вышла с экипажем Славы. Остальные заявления дольше искали, чем мы бы их заново написали. В общем, мы пришли к выводу, что пропуска заранее оформлять нет никакого смысла. Наконец, мы двинули дальше, в Теберду. Заехали на обед в кафе «Золотой олень», ставшее нам привычным с прошлой поездки. Здесь мы должны были встретиться с одним человеком, который должен был стать проводником в «красивые места», но у него случилось несчастье, и встречу перенесли на следующий день. А мы, совершенно вне плана, отправились на перевал Эпчик, просто посмотреть до куда идет дорога и не отъезжать далеко от Теберды. Небо продолжало хмуриться, периодически моросил мелкий дождь. Мы поднялись над Тебердой.

 

Дорога была вполне приличной. Впереди нас ждал первый бродик через реку Эпчик. Останавливаемся, чтобы оценить глубину. Решаем ехать, но Фрося опять отказывается заводиться. Новую клемму надо было как следует зачистить от краски в местах контактов. Чиним Фросю, оглядываем окрестности.

   

И вот снова все в строю. Бродик все преодолели без проблем. Дождь продолжал моросить. На другом берегу реки был палаточный лагерь с туристами. Мы проехали лагерь, и дорога пошла круто вверх и через триста метров закончилась. Пошла тропа, лес и каменистый триал. Мы решили, что это тупик и разбили лагерь на склоне. Дождь прекратился, показалось солнце.

   

От нашего лагеря открывался красивый вид на долину реки Муха, которую мы посетим завтра, правда об этом мы пока не знали.

Мы погуляли по округе, спустились к палаточному лагерю. Оказалось, местные возят сюда иностранцев. Поспрашивали про дороги, выяснили, что совсем рядом с нашим лагерем нарзанный источник. Во время дождя нарзан немного мутноват, но все равно очень вкусный. Остаток вечера рубились в карты.

10.07.2012

Утром экипажи Либерти и ColdRain отправились на Домбай. Мы там уже были, поэтому решили не ехать, а подольше поспать и погулять по округе.

 

Слава нашел едва заметную дорогу со свежими следами шин, ведущую в сторону перевала. Оказалось, что вчера после брода мы немного промахнулись и заехали в тупик, а на перевал дорога вроде как есть, но проверять ее не было времени, близилась встреча с ребятами и проводником. Погода наладилась, за рассеявшимися тучами показались снежные вершины.

На обратном пути пофоткались на бродике.

   

Погода менялась очень быстро. Только что радовавшее нас солнце быстро заслоняли набежавшие тучи, иногда проливавшие мелкий дождик. И так же быстро расступались.

 

По не зависящим от нас обстоятельствам, встреча с проводником была снова перенесена на завтра, и мы решили скататься в противоположную Эпчику долину – долину реки Муха. Снова пошел мелкий дождь. Сергей ехал первым. На одном из подъемов его машина, обильно поливая меня летящим из под колес говнолином, развернулась боком и стала соскальзывать обратно. Вышли осмотреться. Под нами была мягкая земля, повсюду текли мелкие ручейки, росли болотные дудки. Сергей, выйдя из машины, поскользнулся и смачно растянулся по всему этому великолепию спиной. Идти по такой поверхности было проблематично, а ехать и вовсе невозможно. Немного вернувшись назад, мы нашли путь объезда и поехали дальше. Преодолев несколько небольших бродиков, доезжаем до перевала.

   

Через перевал идет что-то похожее на тропу, размытую ручьями. Выше на склоне стоит бульдозер, но до него явно не доехать, тем более в сырую погоду. Прямо по траве вверх идут следы, заканчивающиеся пробуксовкой на этом же склоне. Кто-то отчаянный пытался заехать напрямик в гору, а доехав до середины, зарылся и… исчез, т.к. следов спуска мы не обнаружили.

Возможно, за размытым подъемом есть прогрызенная бульдозером дорожка, но штурмовать подъем в такую погоду было опасно. Меж тем, река Муха ушла левее перевала. Наша разведка доложила, что вдоль реки есть дорога и мы решили ее проверить, не теряя надежды найти здесь путь в долину реки Аксаут. Но вначале надо было подкрепиться, и мы устроили перерыв. Дождь стих, и на нас стали опускаться облака. Точнее наоборот, не опускаться, а подниматься из низины, стелясь клубами под ногами и поднимаясь выше.

 

Мы двинули дальше.

      

Сначала дорога шла вдоль Мухи, которая здесь представляла собой жиденький ручеек, затем круто ушла в подъем на правый борт (если смотреть вперед по течению).

   

Отсюда хорошо просматривалась еще одна тропа на Мухинский перевал, с другой стороны горы (видно надвух последних фото). В облаках виднелась долина реки Малая Марка. Возможно, там есть шанс заехать, но нам он показался минимальным. Издалека кажется, что дорога там есть, но в бинокль видно, что там полный треш. Мы поднимались все выше.

 

Поднялись на высоту 3200 и уперлись в тупик. Посередине цирка, огороженного хребтами, живописная долина с голубым озером. Дальше ехать некуда. Гуляем и фотографируемся.

           

Впереди обратный путь. Тучи расступились, и долина озарилась солнечным светом.

         

 

11.07.2012

Наконец удалось встретиться с проводником, который показал нам «красивые места».

     

Путь к этим местам непростой во всех отношениях и «простым смертным» недоступен. Но нам посчастливилось там побывать. С открытыми ртами созерцали мы могущество и великолепие этой неописуемой красоты, жемчужины нашей поездки, как назвал это место ColdRain. Но время поджимает и пора ехать дальше. Заехали на заправку «Роснефть» пополнить бак. К слову сказать, датчик показывал без четверти полный, но на заправке до полного посчитали 38 литров. Серега тоже подметил местное кидалово с бензином. Решили на здешней Роснефти больше не заливаться.

Проехали Карачаевск, поднялись над городом и двинули в сторону Шоанинского храма.

 

Наш экипаж шел проводником, но точки храма на навике не стояло. Мы бы проскочили мимо, но как будто невидимая сила заставила нас остановиться. Мы вышли сделать пару кадров окружающей местности и подождать остальных, как вдруг увидели вверх дорогу, над которой вдали возвышался храм. Мы поднялись к его подножию.

 

Доверившись картам OSM, едем дальше, дорога должна вывести нас на Кызыл Октябрьский. Вечерело. Добравшись до Кызыла обнаруживаем на пути смытый мост. Местные стоят на противоположном берегу на пузотере. Спрашиваю, как проехать. Улыбаются, говорят, что сами хотят проехать, потом что-то машут руками, показывая объезд. Немного отъехав назад, проезжаем ручей вброд и выезжаем на бетонку, которая вскоре выводит нас на асфальт. Пилим до Кардоникской и сворачиваем в следующую долину – долину реки Аксаут. Вскоре начинает заметно темнеть, впереди видны грозовые тучи, а мы еще даже до гор не доехали. Ребята, прикинув как в грозу ставить палатку, предлагают искать место лагеря. Сунулись в какое-то поле – наткнулись на болото и тучу комаров, решили ехать дальше. Долина сужалась, приемлемого места для ночлега было не видно. Подъехали к какой-то закрытой базе. Слава с Аней пошли узнавать насчет ночлега, но остальные были за кемпинг в палатках. Несмотря на страшилки хозяев турбазы, что тут всегда пасмурно и дальше нет приемлемого места для лагеря, мнением большинства решаем все двигаться дальше. Серегу с люстрой пускаем вперед, вокруг кромешная тьма, в воздухе огромное количество светлячков. Находим вроде неплохую полянку у дороги, раскладываемся. Никогда не видел столько светлячков! Они вились стаями, моргая маяками, чертили в ночи полоски света. Фотик, к сожалению, не смог это запечатлеть – слишком темно.

12.07.2012

На утро оказалось, что полянка, которую мы искали на ощупь, вполне себе живописная.

 

Двигаемся дальше. Дорога вполне проходима для любого недопривода, но очень утомительная и местами нас хорошо трясло. Чем ближе мы приближались к ГКХ, тем живописнее становились виды. И вот, наконец, показались снежные вершины.

     

Проехав живописную полянку, подъезжаем к более серьезному бродику. Дальше недоприводы не проедут, разве что грузовые. ColdRain, как всегда, бесстрашно штурмует первым. Брод все проходят без проблем. Слава, как обычно, ныряет глубже всех 🙂

     

Немного проехав дальше, начинаем двигаться вообще по руслу реки. Река Аксаут здесь только начинается, местами можно ехать прямо по ней.

 

Доезжаем до поляны с обустроенным нарзаном, нас встречают пограничники, хотя должны были встретить гораздо раньше. Почти не глядя в наши документы, они лишь убедились в их наличии и сказали, что дальше дороги нет. Мы оставили машины и пошли пешком. Через 50 метров вышли на поляну, где валят лес. На фоне такой величественной красоты – очень печальное зрелище. Мы прошли еще немного, лес слегка расступился, и показался Хасаутский ледник.

 

Вокруг снежные вершины с множеством различных водопадиков

 

К самому леднику не пошли. Вернулись к нарзану, набрали водички. Окружающую красоту портили развороченные лесовозами колеи, вырубленный лес и брошенная рядом поломанная техника. Для обеда решили вернуться на полянку перед бродом. Несмотря на следы туризма, мусора вокруг нет, и чистоту нарушают только расставленные с большой плотностью коровьи мины. Пару из них все же сработали. Мы основательно отобедали, в ближайшем ручье пополнили канистры кристально чистой питьевой водой и поехали дальше.

 

Сегодня мы хотели успеть добраться до Нижнего Архыза и заночевать где-нибудь недалеко от обсерватории. Когда добрались до Кардоникской, уже начало темнеть и в Нижний Архыз мы приехали по темноте. Здесь на асфальте были видны следы глины и камней. Как потом выяснилось, совсем недавно здесь был обвал, и проезда как такового не было. Пролетев по темноте поворот на обсерваторию, разворачиваемся и встаем перед шлагбаумом. Ночью туда могут пропустить только при условии, что в единственной гостинице академ-городка, построенного для работников обсерватории, будут места для всех нас. Вопрос с гостиницей решить не удалось, а нашему экипажу туда и не очень хотелось. Принимаем решение двигаться до самого Архыза. Там обитает наш товарищ с форума land-cruiser.ru Роман, с которым мы тогда были знакомы только по переписке в интернете. Роман оставил нам свои координаты и номер телефона. Подъехали – никто не выходит. Звоним – недоступен. Едем дальше – звонит Роман. Как потом выяснилось, он уже выключил телефон и собирался спать, когда его жена увидела колонну джипов. Подъехал Роман, познакомились лично. Экипажи play_angel67 и Либерти решили заночевать в гостинице, а мы с ColdRain принципиально хотели дикарями. Договорились связаться утром. Роман проводил нас до ближайшей полянки за поселком и вернулся домой. Мы поужинали сухим пайком и долго любовались звездным небом. Наступила пятница, тринадцатое число.

(продолжение здесь)

5 комментариев Экспедиция «Большой Кавказ 2012» (часть 1)

  • coldrain

    Требую продолжения банкета !
    Виталик фото супер! В жизнь бы не поверил что звезды над архызом выйдут… Отличный был вечер

  • kazanova

    Пасиб, Серег! Продолжение скоро…

  • PapaJero

    Шикарные места! Фото довольно реалистично передают всю прелесть и масштаб Кавказа. Хороший, легко читаемый рассказ. Молодцы, что не сидите на месте! Ссылку на Ваш и свой отчёт разместил Сергей ColdRain на форуме путешественников Средний Дон, с которым я часто вырываюсь в небольшие путешествия. В следующем году тоже планирую посетить эти места (ваш отчёт ещё более вдохновил). Хотелось бы повторить ваш маршрут и реальные треки поездки очень бы помогли. Сергей порекомендовал обратиться за ними к вам, так как у него только небольшие фрагменты сохранились. Если не трудно сбросьте их мне на почту (мой ник собака майл ру). Буду очень признателен. Спасибо заранее! Кстати, тоже путешествую на Паджеро II… 😉

  • alex bashkatov

    Класно сделаны фотки красиво и HD хочется еще поехать

  • alex bashkatov

    Красивые фото вот бы еще раз так отдохнуть