Фото

067_G IMG_4571 DSCN0842 TunrKxUz4SM2Frhr_468

Разделы

Если засада крепкая - не ленитесь 'повесить' блок. Если засада очень серьёзная, то блок может уже и не помочь. Нужно думать! Первый помощник лебедки - хайджек. Иногда достаточно немного приподнять машину и она начинает вытаскиваться лебедкой! В большинстве случаев тянуть можно прямо на поднятом хайджеке.
Андрей Форосенко

Экспедиция «Большой Кавказ 2012» (часть 2)

(начало здесь)

13.07.2012

Утром подъехал Роман, позже подтянулись ребята. Поговорили о здешних местах, поделились уже накопленными впечатлениями, примерно нарисовали план штурма достопримечательностей. По семейным обстоятельствам, Роман не мог с нами покататься, и мы, получив от него инструктаж по долинам, двинулись на Софию. Через несколько километров пути нам открылась живописная панорама Софийской долины.

Чем ближе мы подъезжали к ледникам, тем чаще хотелось щелкать затвором фотоаппарата. Софийский ледник лежит в тени скал.

 

Доезжаем до конца дороги, дальше только пешком. Снаряжаемся и пилим на водопады.

 

Дорога заняла примерно час нелегкого хода. Ледник впечатляет своими размерами и формой. Острые глыбы серо-синего льда торчат пиками, подымаясь над горой на высоту пятиэтажного дома.

 

Наконец добрались до водопадов. Без комментариев, фото говорят сами за себя.

              

Налюбоваться этим было невозможно, но пора спускаться. Нас ждет следующая долина – долина реки Псыш. Пообедав у подножия Софии, двигаемся дальше. Заезжаем в долину Псыша и через несколько утомительных километров упираемся в погран-заставу. Пограничники изучают наши документы, что-то долго заносят в журнал. Едем дальше. Уже не глядя, проезжаем несколько бродов, которые оказались несколько глубже, чем были на вид и чем все остальные броды нашей поездки. Темнеет, и мы начинаем искать место ночевки. Находим полянку, но видов вокруг никаких – сплошной непролазный лес. Либерти с play_angel67 остаются осмотреться, а мы с ColdRain едем на разведку дальше. Через несколько сотен метров упираемся в еще один пограничный пункт. По карте дальше пара километров дороги и тупик, за погран-постом виден еще один брод. Решаем вернуться назад к ребятам. В поисках нормальной поляны распределились по лесу. Мест много, но везде глухой лес, местами стоят палатки с туристами. Нашли хорошее местечко, раскинулись. В этот вечер было наконец открыто пиво, которое ехало из Твери, опустошена бутылка настоечки. Расчехлили гитару, затянули песни у костра. Как уходил спать не помню 🙂

14.07.2012

Утром подъехал Роман. В глубь Псыша решили не рубиться и повернули назад в сторону Архыза. На первом броде Слава глохнет. Роман тащит его на сушу. Оказалось, в воздушный фильтр попала вода, он размок и стал всасываться к двигателю. Отделался легким испугом. Фильтр – в помойку, на его место – одноразовые полотенца. Я в панике глядеть свой – сухо. Про броды нужно было забыть и мы двинули к долине Кизгыча. Это заповедник и туда пускают не всегда и только пешком. Роман, убедившись что нас впустили, поехал дальше по делам, а мы направились на прогулку. Вокруг некошеные луга с разнотравьями, стрекочут кузнечики, порхают бабочки, питающиеся навозом. А я то думал, бабочки пыльцу собирают 🙂

   

Дошли до беседки. Кто-то уже по традиции полез купаться. Хотели было идти дальше, по слухам там где-то водопад, но загрохотала гроза, и мы почесали назад. Но не успели. До машины около часа ходу. Прикрывая фотоаппарат кепкой, мы вымокли до нитки, пока добрались. Ну а как добрались, дождь быстро закончился, снова показалось солнце. Мы переоделись и решили в этот день штурмовать перевал Пхия. Решили, значит едем. Перед перевалом начинается крутой подъем в стиле винтовой лестницы с глубокими продольными промоинами. Подъем едется только на понижайке и только по сухому покрытию. Местами от крена переднее колесо отрывается от земли. Преодолев подъем, выезжаем на обширный кругозор. Внизу долина «Милки Вэй».

 

Дальше дорога становится еще страшнее, кругом следы оползней.

В одном месте дорога почти на разворот уходит влево. В месте поворота ее смыло ручьем, и через глубокую промоину был проложен полумостик, сложенный из дюймовой доски. Доски лежали поперек дороги, одним краем на оставшемся куске дороги, а другим на небольшом бревнышке, перекинутым через промоину. За один прием длиннобазная машина поворот не проходит. Приходилось маневрировать на мостике, я прошел в три приема. При всем при этом левый поворот, крен на левый борт в пропасть, доски трещат и ломаются. Было так страшно, что про фотоаппарат совсем забыли. С трясущимися конечностями и дрожащим голосом добрались до перевала.

   

Было ветрено и дабы снять стресс, хотели позапускать воздушного змея. Но опять загромыхало, стали наползать тучи. Вспоминая подъем перед перевалом, мы прикидываем, что спуститься под дождем там будет возможно только кубарем вниз. Ночевать на перевале как-то не хотелось, но  дорога вперед вроде как есть. И хотя все утверждают, что до поселка Пхия дороги нет, мы решаемся рискнуть это проверить. Дорога становится ухабистой, кругом размокший глинозем. По пути нам попадается местный житель на лошади. Он говорит, что дорога скоро кончится, что проведет нас до этого места, а дальше не пустит. По его словам, недавно там пытался проехать УАЗ, который потом спасали МЧС. Доезжаем до полянки, где дорога заканчивается. Если честно, я не обратил никакого внимания, что там дальше. Я еще был в шоке от мостика и наблюдал за надвигающейся грозой, пытаясь представить обратный путь. Медлить было нельзя и мы тем же путем ползем назад. Да да, снова через тот самый мостик. Я ехал предпоследним и перед проездом мост пришлось чинить. Доски частично переломались и съехали. Дождь, слава Богу, нас так и не застал, а после спуска возникло большое желание напиться. Мы стали искать место для ночевки. Заехали в долину реки Дукка – приемлемой полянки для лагеря не нашли. Возле Лунной поляны виды на стройку. Там где вид на стройку закрыт деревьями – рой мух. Так и не найдя нормального места, возвращаемся в Архыз и встаем на ту самую полянку, где ночевали, когда впервые приехали в поселок. Пили за успешное возвращение живыми и здоровыми.

15.07.2012

Сегодня мы планировали посетить обсерваторию в Нижнем Архызе. Утром снова встретились с Романом, поделились впечатлениями от пережитого, поехали на рынок за сувенирами: горный чай, варенье из шишек ну и традиционно магнитики. На этом мы покидаем Архыз и едем на обсерваторию. По пути останавливаемся в Нижнем Архызе посмотреть храмы и подняться к Лику Христа. Снова подъезжаем к шлагбауму, где нас не пустили ночью. Нас записывают в журнал и пропускают. Доезжаем до здания обсерватории и идем на экскурсию. Послушали очень интересный рассказ об устройстве вселенной и истории создания телескопа. Огромнейший проект, аналог которого сейчас невозможно сделать бюджетом одной страны. Жаль глазом посмотреть в него не представляется возможным: у телескопа давно нет окуляра, а получаемое изображение фиксируется специальной дорогостоящей цифровой матрицей и транслируется в интернет онлайн. После экскурсии затариваемся сувенирами и едем выше.

Делаем групповое фото на фоне обсерватории и движемся вверх на хребет Уржум Первый.

Дорога, можно сказать, хорошая, но местами встречаются каменистые участки. На вершине хребта взору открывается панорама всех трех ближайших долин: Большого Зеленчука, Марухи и Аксаута.

 

Спуск с хребта был немного более экстремальный. Моего штурмана укачало впервые за всю поездку. Спустившись в Маруху, устроили обед прямо на центральной улице. К этому времени, горы всех изрядно умотали, но мы пока еще собирались попасть на кислые источники и пещеры в Рожкао. Поэтому особо не задерживаясь, мы взяли курс через Зеленчукскую, Преградную, Псемен на Рожкао. После Псемена асфальт кончился. Грунтовка вполне сносная, но местами стиральная доска с выбоинами. До Рожкао не успели доехать, стало темнеть. Нашли хорошую поляну. Как выяснилось утром, у нее даже название есть – Грушовая.

16.07.2012

Утром добрались до Рожкао. Едем искать пещеры: Майская, Дженту, Южный Слон – все они недалеко друг от друга. Находим местных алкашей, которые, выпросив сто рублей, рассказывают, как проехать и стращают байками о непроходимости дорог. По словам одного – там вязнет военный Камаз, другой говорит, что это было только по весне. К этому времени было решено, что на кислые мы не едем, ибо очень утомились, и пещеры в Рожкао будут последней достопримечательностью КЧР, которую мы посетим в этой экспедиции. Сегодня конечным пунктом назначения должен был быть Адлер. Услышав, что до пещер 18 км, мы нехотя все же решаем проверить дорогу. Но проехав несколько километров, понимаем, что в Адлер с посещением пещер мы не успеем и разворачиваемся назад. В Рожкао заезжаем на базу отдыха «Комбат», интересуемся недалекими достопримечательностями. Времени ни на что не хватает и мы едем назад, в сторону моря. По пути посещаем заброшенные штольни, где когда-то добывали медь. Свет фонариков растворяется в кромешной тьме и едва освещает землю под ногами. Доходим до завала, делаем несколько снимков.

   

Все, едем к морю. По пути Серега ColdRain сворачивает на Лабинск и берет курс домой. На этом, к всеобщему сожалению, его участие в экспедиции завершается. А мы пилим через Шаумян на Туапсе. В Туапсе мы были около 8 вечера, часок простояли в пробках. Дальше, как ни странно, движение было достаточно шустрым, хотя и вполне плотным. Уже за полночь мы проехали Адлер и решили встать как в прошлый раз, в селе Веселое, на берегу моря, прямо перед границей с Абхазией. Но не доехав до въезда в поселок, упираемся в пробку. Очередь на границу растянулась на несколько километров, и это ночью! При том, что недавно открыли новый КПП и обещали повышенную пропускную способность. Стоим, очередь не двигается. Совсем. По навигатору видим дорогу дворами, которая вроде бы выходит на берег. Сворачиваем во двор и немного не доезжая берега упираемся в канаву, бетонный блок и забор. Кое-как разворачиваемся, встаем назад в пробку. Я решаюсь поискать другой въезд в поселок, разворачиваюсь и еду назад. Снова въезжаю в Адлер, сворачиваю на морской порт, нахожу заезд в Веселое. Тем временем очередь немного подвинулась, и с ребятами встречаемся уже в поселке. Приехали на старое место: все перекопано, к берегу не подъехать, идет стройка. Вообще стройка там везде, приличных мест встать не стало вообще. Мы нашли выезд на берег и в полной темноте побежали в море снимать усталость с дороги. Пляж там – мелкая галька, очень сыпучая и местами едется трудновато. Машину просто сносит в море и зарывает в грунт. Для недоприводов это приговор. И местные видимо таким способом развлекаются. Когда мы приехали, на выезде с пляжа пытался выкарабкаться четырехосный грузовик. Куча пьяных мужиков что-то кричали и веселились. Пока выталкивали грузовик, пляж посетило много недоприводов. Все они приезжали, тут же зарывались, а потом толпой пьяных выталкивались. На берегу стабильно сидело одна-две машины, и их состав постоянно менялся. Прямо бесплатный цирк. Времени тогда было уже за три часа ночи, мы все очень утомились и, попив чаю, вырубились спать.

(продолжение здесь)

1 comment to Экспедиция «Большой Кавказ 2012» (часть 2)

  • coldrain

    расчудесные софийские водопады.
    Как то встреча с морем смотрю прошла скомкано